Гендиректор Национального театра им. М.Заньковецкой не продолжил контракт артисту драмы высшей категории, заслуженному артисту Украины Ярославу Киргачу (основанием прекращения контракта является окончание срока действия контракта). Широкой огласки это событие,наверное, не приобрело бы, если бы 4 сентября актер не написал о своем увольнении в соцсетях: «Без объяснений, без оснований, без аргументов перечеркнуто более 20 лет актерской судьбы, нервов, крови, пота... —отмечено в заметке. —Низкий поклон всем «великим реформаторам», которые дали право одному человеку выносить приговор, плюя на стаж работы, звания, благодарности, награды, репертуарный лист, а он насчитывает около 100 ролей мировой, украинской классики и современной драматургии. Пренебрегая мнением режиссеров, коллектива, зрителей, директора превратились во владельцев театра с полномочиями большими, чем у президента. Залогом творческой жизни в театре является не преданность профессии, а личная преданность руководителю! И это только начало...».
И это действительно начало. Потому что, как выяснилось, не перезаключен контракт с заведующей литературной частью Мирославой Оверчук. К слову, против увольнения Мирославы Анатолиевны в коллективе почему-то не бунтуют. А вот на неперезаключение контракта с Я.Киргачем в театре отреагировали бурно (правда, почему-то с задержкой в месяц). 26 сентября, когда актер сыграл свой последний спектакль «Украденное счастье», на сцену вышел главный режиссер театра Федор Стригун, чтобы сообщить публике, что 49-летний Ярослав уже в театре не работает. Сказал главный режиссер не только об уволенном Киргаче, но и о других актерах, которые переведены на пол—или четверть ставки, и это не только лица пенсионного возраста. «Эти контракты —самое большое развитие коррупции», —отметил Стригун и напомнил публике, что уже не впервые выступает против контрактной системы. «Я уже два года за это борюсь, и защиты нигде не нашел».
Нужно отметить, что этот конфликт во Львове лишь вершина «айсберга» потому что в настоящее время почти в каждом театральном коллективе можно найти полярные взгляды на контрактную систему. Но закон есть и его нужно выполнять, а еще нужно понимать, что старых времен уже не будет! Хотя есть человеческий фактор и он иногда болезненный, потому что почивать на лаврах: ты народен, заслуженный ли —никому в настоящий момент не дают гарантии того, что актер будет просто числиться в театре. Свою нужность и занятость в репертуаре нужно каждому досказывать ежедневно и на каждом представлении!
ТЕАТР ГУДИТ, КАК «УЛЕЙ»
В соцсетях обнародованы видеообращения заньковчан, а на дверях гримерных появились наклейки с надписью «Мы против увольнения Ярослава Киргача». Такие же бумажки —на большинстве гримерных столиков. Хотя в действительности не все работники театра на стороне уволенного —есть и такие, которые поддерживают Андрея Мацяка, настаивая на том, что Мацяк всегда заботился о коллективе, никогда никого не оставлял в беде и напоминая недовольным действиями директора о невероятном количестве «народных» и «заслуженных» заньковчан, что очень заметно на фоне других львовских театров.
В театре состоялись профсоюзные собрания, где обсуждалась конфликтная ситуация. Генеральный директор обещал созвать пресс-конференцию, но почему-то упразднил это решение и теперь принимает медийщиков «индивидуально».
Так почему не перезаключен контракт с Я.Киргачем? Кто еще оказался за бортом заньковчанского» корабля» и по каким причинам? Не приведет ли вот такая «селекция» к потере реноме театра как таковой, который с деда-прадеда и едва ли не единственный в Украине (и это всегда декларируют в Театре Заньковецкой) сохраняет украинскую национальную традицию? Что в целом привело к скандалу? Об этом далее в прямой речи представителей обоих сторон «баррикады».
«УСЫПАЛЬНИЦА ТУТАНХАМОНА»
Андрей МАЦЯК, генеральный директор Театра им. Марии Заньковецкой:
— Контрактная система работает во всех театрах Украины. Относительно расторжения контракта, так не мы первые. Аналогичные ситуации возникали в Национальной опере, и не только —по всей Украине. Речь, в конце концов, не о Киргаче. Мне расходится, будет ли Театр Заньковецкой и в дальнейшем «усыпальницей Тутанхамона», в которую никто не зайдет (ни новые режиссеры, ни новые актеры) и свежий воздух сюда не зайдет, будет ли театр открытый для мира, для других постановок, эстетики и тому подобное.
Я говорил со многими коллегами и за пределами театра, и в нашем театре. Говорил и с приглашенными режиссерами, которые вскоре будут ставить у нас спектакли. И они не обнаружили никакой заинтересованности в Киргаче. Если с Юхницким, Мукой, Боровской и другими актерами они хотят работать, то с Киргачем —нет! И я понял, что Ярослав Киргач как актер остановился в развитии, находится в статическом состоянии. И таких, как Киргач, в театре немало. Кое-кто получил четкие предупреждения, и мы с ними подписали контракты на более короткий срок, дав таким образом шанс. Давал я такой шанс и Ярославу, чтоб он и дальше играл те роли, которые имеет. Предлагал подписать гражданское соглашение, чтоб впоследствии иметь возможность принять участие в конкурсе и обновить контракт. От такого предложения Ярослав отказался.
Я не продлил контракт и с заведующей литературной частью Мирославой Оверчук. Потому что она не может исполнять должностные обязанности в нынешних условиях: не знает, как включается компьютер, не умеет пользоваться мобильной связью и до сих пор печатает документы на печатной машинке. Поэтому и будем объявлять конкурс на завлита. А до нового года должны рассмотреть вопрос продления контакта с еще 80 людьми, и это не только актеры.
Относительно тех известных актеров, которым уменьшены должностные оклады до 0,25, то они воспринимают это с пониманием, потому что не приходят в театр вообще. А имея президентскую стипендию, имея хорошую пенсию от государства, еще и имеют от театра 0,25. Разве это плохо? Относительно тех актеров, которые переведены на 0,75, а это народные артисты Мирус, Брилинский и Максимчук, то, учитывая наши, высокие, Национального театра, зарплаты, они довольны, потому что получают достаточно. Думаю, что и медики, и учителя в Украине завидуют тем 0,75. Поэтому, по моему мнению, у нас все нормально. Относительно того, что вы называете скандалом, то речь об обнаженных личных амбициях.
«ЭТО МЕСТЬ»
Ярослав КИРГАЧ, заслуженный артист Украины:
— У меня есть подозрение, что Андрей Александрович никогда не интересовался моим творчеством. Считаю, что неперезаключение со мной контакта —это месть за активную профсоюзную и общественную деятельность. Мы много нашли нестыковок и давали запросы относительно начисления премий, в частности, бухгалтерии.
Я во время трехлетнего действия контракта сыграл шесть премьер, имел несколько срочных вводов в спектакль, имею благодарности от директора за последние месяцы. Больше всего возмущают несправедливые упреки относительно того, что со мной не хотят работать режиссеры! Я был задействован в спектаклях с нашими Аллой Бабенко, Федором Стригуном, Вадимом Сикорским, Орестом Огородником, также —с приглашенными, со многими! Просил Андрея Александровича об организации круглого стола, чтоб выяснить причины моего увольнения. Директор на это не согласился. У меня такое впечатление, что директор боится публичности. Мне предлагали гражданско-правовое соглашение. Я отказался, потому что не буду иметь ни постоянного заработка, ни больничных, ни отпускных. Иду становиться на биржу. И хочу подаваться на конкурс в театре нашем. Думаю, что я не один такой. С Оверчук уже не перезаключили контакт. Будем ждать дальнейших событий еще по крайней мере с восьмерыми нашими работниками. Очень надеюсь, что обнародование по поводу моего увольнения остановит репрессии.
«НУЖНО КОЛЛЕКТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ»
Януш ЮХНИЦКИЙ, народный артист Украины, и.о. председателя профсоюза Театра Заньковецкой:
— На наших собраниях присутствовали только члены профсоюза. Пришло 96 человек (это половина членов профсоюза. —Т.К.). Не принимали мы никаких решений, не было кворума. Относительно повестки дня, то это было увольнение Киргача, затягивание процесса принятия коллективного соглашения на следующий срок, также —обращение к власти по поводу ситуации, которая есть в театре в связи с законом о контрактной системе. Киргач и Максименко говорили Андрею Александровичу, что он неправильо делает, потому что таким способом распоряжается не только заработными платами, но и пенсиями работников театра. На что Мацяк заявил: «Подавайте в суд», что и произошло. Судились два года. Суд выиграли, но там было какое-то «но», которое заключалось в определении виновного: Министерства культуры или администрации театра. Мацяк этого простить ребятам не может. Максименко, а он старший человек, контракт продлили на год, и то, наверное, из-за того, что имеет кардиостимулятор. А с Киргачем контракт разорвали. Я считаю, что это обычная месть директора Киргачу. Как, кстати, и Мирославе Оверчук, которая когда-то сказала Андрею Александровичу, что «нужно сначала пьесы читать, а уже потом со мной дискутировать». Развитие нынешней ситуации может быть только в одном: Мацяк должен покинуть театр. Можем ради того начать забастовку.
Если бы у нас было коллективное соглашение, то все развивалось бы иначе. Потому что там были бы пункты о том, что директор должен согласиться с мнением профсоюза, должен прислушиваться к мнению художественного совета, а коллектив имеет большую силу, и актер, который играет более десяти лет, не должен быть уволенным безосновательно. Также —народный, заслуженный артист и лауреат всяких премий переходят из контракта на контракт автоматом на три года.
P.S. Скандальная ситуация в Театре Заньковецкой —не первая такая во Львове. Стоит вспомнить события многолетней давности в Первом украинском и имени Леси Украинки, где доходило до забастовки актеров из-за недоразумения и конфликта с директорами.
«День» будет отслеживать дальнейшее развитие события у заньковчан. Продолжение следует...