Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театральное «цунами»

Впечатления о премьерах на резонансных фестивалях
14 июня, 2017 - 10:54
ЗАКРЫВАЛА «МЕЛЬПОМЕНУ ТАВРИИ» (ХЕРСОНСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ П. КУЛИША) «ЛІСОВА ПІСНЯ», ПОСТАВЛЕННАЯ РЕЖИССЕРОМ С. ПАВЛЮКОМ В ЖАНРЕ «ЭТНОКОМИКСА»

Cейчас театры срываются с мест, к традиционным форумам добавляются вновь созданные, все кипит и бурлит. Вспомним лишь несколько событий, которыми был так богат недавний май.

«НЕ НАРОДНЫЕ АРТИСТЫ, А АРТИСТЫ ИЗ НАРОДА!»

Пространство самодеятельного и профессионального театра в основном существует и воспринимается специалистами как разные, чуть ли не параллельные Вселенные. Но любители осуществили экспансию на территорию «центровых» театров Киева (две сцены Молодого, «Золотые ворота», ТЮЗ) — и оказалось, что у нас на самом деле очень и очень много, по словам пушкинского Моцарта, «избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов».

 В современной Украине есть достаточное количество студентов, учителей, бизнесменов, программистов, строителей, менеджеров, продавцов-консультантов и представителей других профессий, которые не заняты выживанием и зарабатыванием денег круглосуточно, — а имеют и тягу к такому «несовременному» в эпоху «гаджетов и виджетов» занятию, как театр, и места, где могут реализовать ее в компании единомышленников.

Речь идет о «Дне Театра» — первый фестиваль украинского любительского театра, который стартовал чрезвычайно энергично и массово: целых 43 коллектива — детские, юношеские, студенческие, «взрослые» — из 17 городов. Главными вдохновителями и «моторами» этих театров являются преимущественно люди с профессиональным образованием — актерским, режиссерским, — а вот качественный и количественный состав тех, кто следом за ними погружается в театральное творчество, зависит уже от заразительности, темперамента и организаторского таланта руководителя.

Будучи частью «золотоворотского» жюри, которому суждено было пересмотреть, обсудить с коллективами и оценить десять спектаклей за два дня, автору этих строк естественно не удалось посетить другие локации фестиваля и составить представление об общем контексте. Но, думаю, всех специалистов порадовало чрезвычайно серьезное отношение участников к своим выступлениям: подбор материала (качественная литература и драматургия, часто с остросоциальной расцветкой), попытки создать целостный сценический образ (декорационное оформление, костюмы, музыкальное сопровождение, свет, пластика), креативность (восемь участников студии «Большая восьмерка» из Киева представили пластично-поэтическое действо на основе собственной поэзии, причем — исключительно на украинском языке) — все это не могло не вызвать уважения. А в некоторых случаях — как с театральной мастерской «АРТМУР» (Мелитополь, руководитель — Анна Попенко) — лишь исполнительские «блохи» выдавали любительский характер действа, спектакль же в целом можно было рассматривать по абсолютно профессиональным параметрам.

Собственно, мелитопольцы и стали для жюри главным открытием фестиваля. В их городе нет профессионального театра — только гастролеры, следовательно им и легче (так как нет конкурентов), и тяжелее — поскольку традиций тоже нет, и местные главы не торопятся их развивать. Но перспективы «АРТМУРА» — очевидны.

Коллеги из других «подразделений» жюри особо отметили также студенческий театр «Жменя» (Ривне), Театральную мастерскую института искусств Киевского университета им. Б. Гринченко, театрально-эстрадную студию «Теларии» (Киев) и др.

Поэтому организаторы убедились: заинтересованность — большая, и можно смело планировать сделать фестиваль регулярным и проводить его в разных городах Украины. И вообще, театральный «ген» украинцев — неискореним!

«ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ!»

Этим известным афоризмом можно описать участие наших земляков — Черниговского театра им. Т. Шевченко — в XIII Международном фестивале «Славянские театральные встречи» на базе Гомельского областного драматического театра (Беларусь).

...Когда-то, в далеком 1983-м этот фестиваль в формате «три в одном» начали соседи-директора из пограничных Чернигова, Брянска и Гомеля.

Менялись директора, распался СССР, покачнулась и, в конечном итоге, совсем развалилась концепция «единства славянских народов», три фестиваля жили каждый своей жизнью, с собственной периодичностью и перерывами. Неизменными остались только регулярные взаимные посещения черниговцев и гомельцев.

«КОМЕДИЯ О... СМЫСЛЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ» (ЧЕРНИГОВСКИЙ МУЗДРАМТЕАТР ИМЕНИ Т. ШЕВЧЕНКО) — ЭТО ДВА ЧАСА БУРЛЕСКА. ЭТА ПОСТАНОВКА ПОЛУЧИЛА ДВЕ НАГРАДЫ — «ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ» И «ЛУЧШИЙ АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ»

В этот раз наши открывали фестиваль и показали — в знак уважения к хозяевам — спектакль по белорусской пьесе: «Комедию о... смысле бытия» Владимира Рудова (режиссер Татьяна Шумейко).

Два часа полного бурлеска, господства игровой стихии, в которой «фейерили» молодые актеры Евгений Бондарь, Дмитрий Литашов, Сергей Пунтус и Николай Лемешко, так и остались самыми приятными часами фестиваля и для публики, и для жюри. «Лучший спектакль» и «Лучший актерский ансамбль» — награды черниговцев.

Театры из России привезли кое-что малопонятно-претенциозное (Стерлитамак, Башкортостан) и кассовую комедийку на грани (а часто и за гранью) вкуса (Новгород), чем в который раз подтвердили инстинктивно пренебрежительное отношение к фестивалю в Беларуси как к чему-то провинциальному, второстепенному.

Местные же спектакли (хозяев и Минского ТЮЗа) показались как будто прибитыми пылью, лишенными живой жизни. Даже отмеченная за лучшую режиссуру ТЮЗовская «Дикая охота короля Стаха» по Уладзимиру Караткевичу, мощно образное и атмосферное, — только ремейк постановки того же Уладзимира Савицки в театре им. Янки Купала пятнадцатилетней давности.

И в целом — гуляешь по зеленому, чистому Гомелю с его удивительным парком и рекой Сож, такой похожей на Десну, общаешься с местными — симпатичными и умными — молодыми актерами и критиками, а в ушах стучит Лесино: «...Минай людські стежки, дитино, бо там не ходить воля, — там жура тягар свій носить».

«...БО ВЕСНЯНА ВОДА, ЯК ВОЛЯ МОЛОДА!»

Вот где был драйв и мощь, так это в Херсоне. Традиционная «Мельпомена Таврии» не только остается самым масштабным отечественным театральным фестивалем, но и ежегодно наращивает обороты. Сплошной марафон: за 9 дней — 11 стран, 37 спектаклей, плюс «грин-зона» (чтение, концерты, презентации), плюс марш вышиванок и — «контрольный выстрел» — двухчасовый капустник хозяев (артисты, балет, оркестр театра им. Н. Кулиша).

...Леся Украинка вспомнилась не зря — ведь именно «Лісову пісню» в этом году сыграли под открытым небом, на базе экотуризма «Чумацька криниця». И это продемонстрировало, насколько выгодно не адаптировать готовую постановку под эту специфическую площадку, а создавать ее именно здесь, когда само собой напрашивается максимальное освоение пространства. Поэтому в свежей интерпретации Сергея Павлюка (в жанре такого себе «этно-комикса») и костры жгли, и в озеро прыгали, и «світляки-Потерчата» в кустах мерцали... Звезды и комары прибавляли экзотики, а экспрессивный лягушачий хор делал картину целостной. Но — вот чудо! — Лесино слово при этом не терялось, особенно из уст Мавки (Татьяна Проворова) — играло новыми обертонами.

...Капустник же буквально сбил с ног — энергией и мощностью драматически-вокально-пластически-инструментального ресурса, который имеет Херсонский театр. Заметим — да, один из самых успешных, да, хорошо организованный, да, широко известный в стране и за ее пределами, но — «один из...». Им не исчерпывается наш общий театральный ресурс, который буквально разрастается на глазах.

И невзирая на то, что продолжают существовать отдельные «заповедники», куда не проникает свежий ветер перемен, сценическое искусство в Украине — особенно в сравнении с соседским — действительно живет и развивается.

Да и «молодняк» активно подтягивается. Например, 130 студентов Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства к 55-летию своего учебного заведения выплеснут на зрителей море энергии в юбилейном шоу «Академия манежа» на арене Национального цирка. А группа студентов Львовского университета им. И. Франко «ЯгОды» (актерский курс Олексы Кравчука, руководитель группы Зоряна Дыбовская) уверенно занимает первое место на одном из самых известных в Европе международном фестивале Muszelki Wiger (Сувалки, Польша).

...Фестивальная жизнь тем временем продолжается — гостей уже ожидает открытый порт «Порто-Франко»: в июне музыкантов, художников, театралов, литераторов, танцоров принимает Ивано-Франковск.

Анна ЛИПКИВСКАЯ, театровед Гомель — Херсон — Киев. Фото предоставлены театром
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ