29 января телеканал «Россия» начинает показ экранизации романа Нобелевского лауреата Александра Солженицына «В кругу первом». Это первое и пока единственное экранное воплощение произведений Солженицына, осуществленное в России. До сих пор считалось, что его проза «некинематографична». Опровергнуть это мнение решил известный российский режиссер Глеб Панфилов.
«Для меня это больше чем фильм, больше чем сериал. Это очень важное событие в моей жизни, к этому я шел 30 лет, с того самого момента, когда мне довелось прочитать роман «В кругу первом», — сказал режиссер. — Но тогда я не помышлял, что в моей жизни наступит время, которое позволит снять такую картину. Но это время пришло, и роман, который меня потряс три десятилетия назад, сегодня стал сериалом». Съемки фильма проходили в дальнем Подмосковье, где были сняты виды «Шарашки» — спецтюрьмы, в которой проходит большая часть действия романа. А также на Валдае, где находилась точная копия «ближней дачи» Сталина, а в павильонах «Мосфильма» были построены декорации «Шарашки» и «Лубянской тюрьмы». В создании экранизации деятельное участие принимал сам автор романа. Сценарий написан Александром Солженицыным. Ему же принадлежит и закадровый голос, звучащий на протяжении всего телефильма. Кроме того, именно Солженицын предложил актера на роль заключенного Глеба Нержина, сознательно обрекающего себя на круги гулаговского ада, который в романе является прототипом самого автора. Им стал Евгений Миронов.
Иннокентия Володина играет Дмитрий Певцов, когда-то дебютировавший в кино именно у Панфилова, в фильме «Мать». Как и роман, сериал получился очень «многонаселенным», в нем около девяноста персонажей. В фильме снимались: Инна Чурикова, Альберт Филозов, Игорь Кваша, Михаил Кононов, Игорь Скляр, Галина Тюнина, Ольга Дроздова, Евгений Стычкин, Нелли Уварова, Сергей Карякин и др.
Как заверила жена писателя Наталья Солженицына, посмотрев черновую монтажную версию, Александр Исаевич «был обрадован — практически все лица не то что совпали, но по крайней мере не противоречили его замыслу». Понравились автору и тщательность в деталях — «в современных сериалах мы этого не видим», и «абсолютное отсутствие фальши в передаче атмосферы времени». Одновременно с многосерийным телефильмом проходили съемки художественного фильма по мотивам романа. Сценарий киноверсии написан Глебом Панфиловым.