Главный дирижер, инициатор третьей редакции и дирижер-постановщик оперы Константина Данькевича «Богдан Хмельницький», с которой в прошлом сезоне Донецкий театр оперы и балета имени А. Соловьяненко гастролировал в Киеве. Собственно эта премьера подняла много вопросов, связанных с состоянием оперно-постановочного искусства Украины и, в частности, Донецкой оперы. Именно после этого спектакля было издано распоряжение Президента о присвоении Донецкому оперному театру статуса «национального». Однако это распоряжение до сих пор не выполнено. Но наш разговор, мы начали с прецедента, с которого и началась история присвоения статуса…
— Василий Яковлевич! Говорят, что на постановку «Богдана Хмельницкого» коллектив театра сам заработал большую часть денег...
— Да, нам очень трудно было поднять этот творческий проект. Моя главная задача — обеспечить участие звезд. На партию Богдана Хмельницкого мы пригласили баритон мирового уровня Стефана Пьятнычко (нашего земляка, который в свое время не нашел реализации своего таланта на родной Донецкой опере и поехал за границу). Ныне он выступает на сценах Вашингтон-опера, Сан-Франциско, швейцарских театров. Кроме ангажемента его импресарио не разрешает брать другие спектакли, но Стефана нам удалось уговорить и он вернулся в Донецк, чтобы спеть «Богдана Хмельницкого». Наша легендарная певица Людмила Шемчук, которая также много выступала на зарубежных сценах, ныне — солистка Донецкого театра. Она вернулась домой в 2001 году после спектакля «Аида». Ныне Л. Шемчук имеет свободный ангажемент и, кроме нашего театра, выступает в спектаклях Венской оперы.
— После триумфального показа оперы «Богдан Хмельницкий» на день Соборности в Киеве Президент Украины решил предоставить театру статус «национального»?
— Да, В. Ющенко дал поручение подготовить необходимые для этого документы. Насколько мне известно, они в работе. Виктор Андреевич тогда еще удивился, что в Киеве не идет этот спектакль, и выразил пожелание, чтобы его показали по всей Украине. Но распоряжение Президента доныне не выполняется.
— По какой причине?
— В Донецке есть Украинский музыкально-драматический театр имени Артема, который возглавляет Марк Матвеевич Бровун. Он вынашивал идею присвоения его коллективу статуса «национальный». А когда мы заявили о своих творческих амбициях, не все это правильно оценили. Не знаю, кто этим занимается, но пошли письма-кляузы в Администрацию Президента, Министерство культуры и туризма, Кабинет Министров о том, что мол, в Донецкой опере нет украинского репертуара, высококлассных исполнителей, количества спектаклей, который дает, например, Драматический театр им. Артема. Но нам есть, что ответить на незаслуженные упреки, потому что рядом с мировой классикой, которую обязательно надо иметь в репертуаре, мы плодотворно работаем над украинским репертуаром. Поверьте, нельзя сразу перевести театр на другие рельсы. Мы делаем это постепенно. А на вопрос о сложившейся ситуации я могу ответить вам словами Возного из «Наталки Полтавки» — конь может равняться только с конем, а вол с волом. Кита с тюлькой не сравнивают. Нельзя ставить на одну чашу весов драматический, а на другую — оперный театр. Нас можно сравнивать с коллегами: Киевской, Харьковской и Львовской операми. Я не понимаю: как можно добиваться привилегий для себя ценой дискредитации других? Сейчас некоторые коллеги договорились уже до того, что оперный театр в Донецке вообще не нужен. Хорошо бы, мол, сделать один — Музыкально-драматический. Но ведь мы — самодостаточный коллектив, со своей историей, традициями, у нас мощный творческий потенциал — и все поломать? Нет! Это не государственный подход к делу....
— Вы учились во Львове, а работаете почти все время в так называемых «восточных» оперных театрах…
— Так сложилась судьба, что после окончания Консерватории я начал творческую карьеру в Харьковской опере. Проработал там два года и поехал на стажировку в Москву. Впоследствии получил два приглашения — возглавить Совет информационной политики и телевидения или возглавить оперу в Донецке. Поскольку моя жена из Донетчины (из Доброполья), я выбрал Донецкую оперу. С 1989 по 1993 годы работал в Донецке. В 1993 году меня пригласили в Одесский оперный театр (работал там на протяжении 10 лет: 8 лет — дирижером, 2 года — генеральным директором и художественным руководителем). А потом вернулся в театр, с которого когда-то начинал, — Донецкую оперу. Говорят, в одну реку дважды не войдешь, а мне это удалось (только с перерывом в десять лет) — и я счастлив...
— Что изменилось за эти 10 лет?
— Многое: в лучшую и в худшую стороны. Это реалии нашего времени. Когда я вернулся в Донецкую оперу на правах директора, музыкального руководителя, то провел большой спектральный анализ творческого состояния театра. К тому времени была общеизвестна слава Донецкого балета. Гремела слава о знаменитом фестивале Вадима Писарева — «Звезды мирового балета», который в этом году отметит свое 13-летие. О донецком балете много написано в СМИ, — и это прекрасно, а что с оперой? Она была незаслуженно обделена вниманием, и моя задача, как руководителя, была — «крыло», которое немного провисло, подтянуть, подлечить. Потому что у птицы есть два крыла, так же и в Донецком театре — крыло оперы и крыло балета. Нам надо уровнять свои творческие крылья, чтобы сделать рывок вперед... Теперь я могу с гордостью сказать, что за последние три года мы поставили шесть премьер. А за прошлый сезон — четыре: «Любовный напиток», «Отелло», «Фальстаф» и «Богдан Хмельницкий». Таким образом, оперный жанр нашего театра воскрес и теперь театр-птица может свободно расправить оба творческих крыла!
— Ваше украинство и русскоязычная атмосфера Донетчины как-то отражаются на творческом процессе в коллективе?
— Восточный регион — конгломерат многих национальностей, но так уже сложилось исторически, что он русскоязычный. В нашем театре разговаривают на украинском и русском языках. А вот во время работы над постановкой «Богдана Хмельницкого» весь театр говорил исключительно на украинском языке, и никто никого не агитировал. Режиссер-постановщик Василий Вовкун приехал из Киева, художники-постановщики — из Львова, балетмейстер — из Кировограда, наш Стефан Пьятнычко приехал из США… То есть пока политики только говорят об объединении востока и запада Украины, мы — люди искусства, это уже сделали.
— Какие премьеры ждут ваших зрителей в новом сезоне?
— В ближайших планах театра постановка «Цвіту папороті». Композитор Евгений Станкович всю свою жизнь мечтал об этой опере в полной версии. Я к этому также шел со своей стороны, режиссер Василий Вовкун — со своей, таким образом, образовалась наша творческая команда. Мы вместе сделали «Богдана Хмельницкого», а ныне решили в таком же составе поставить «Цвіт папороті», сделав новую версию, специально адаптированную для исполнения в академическом театре, с большим хором, симфоническим оркестром и лучшими солистами. Работа кипит. Сейчас ожидаем новый нотный материал от Евгения Станковича, который делает музыкальную редакцию. Также готовится опера Мейтуса «Украдене щастя», по одноименному произведению Ивана Франко. По версии западных экспертов это произведение входит в реестр 50 лучших опер мира, благодаря своей глубине и драматургии.
— Есть ли шансы показа именно украинских премьер за границей?
— Ныне ведутся переговоры с импресарио Испании, Швейцарии, Канады, Америки и других стран, чтобы представить наше искусство именно нашей украинской классикой. Я считаю, что нужно стучать в двери, ибо кто стучит, тому открывают.