Собираясь снимать эпос о молодых годах Чингисхана, кинорежиссер отправился за благословением к монгольскому шаману и ламе. Служители культа разрешение дали, причем предсказали, что у русского режиссера — в отличие от его менее внимательных к богам иностранных коллег — картина получится.
Своего «Монгола» Бодров- старший решил снимать на родном для Чингисхана языке, а актеров искал по всей Азии. В результате россиянин в группе оказался только один: алтаец Амаду Мамадаков, остальные — или непрофессиональные артисты-монголы, или профессионалы-японцы, в частности знаменитый Таданобу Асано, сыгравший в «Монголе» главную роль.
Если верить Сергею Бодрову-старшему и его источникам — Льву Гумилеву и монгольскому эпосу, то все беды Чингисхана произошли от любви. Маленький Темуджин вместе с отцом ехал выбирать себе невесту в племя меркитов, откуда в свое время была украдена его мать, но по дороге объявил, что женится на девочке Бортэ из другого племени. Союз с меркитами распался, отец Темуджина пал жертвой татар, а сам герой был вынужден скрываться от врагов до тех пор, пока не подрос и не смог дать им отпор. Возмужав, молодой человек первым делом отправился за своей невестой, но насладиться теплом семейного очага не успел: Бортэ украли, и Темуджин снова ввязался в войну. Так он и воевал до тех пор, пока других ханов во Внутренней Монголии просто не осталось.
Несмотря на внушительный бюджет, 15 миллионов евро, и истинно голливудский размах, фильм Сергея Бодрова-старшего не назовешь типичным историческим блокбастером. Американские «пеплумы» под звон оружия и стон раненых стараются ненавязчиво протолкнуть ту или иную политическую идею. Режиссер «Монгола» политикой интересуется куда меньше, чем формированием личности правителя, поэтому бряцанью доспехов предпочитает созерцание. Духом Востока его фильм пропитан насквозь. Панорамы бескрайней степи, монгольская музыка и немногословные, но мудрые герои предлагают зрителю скорее медитировать, нежели скандировать лозунги. Вопрос только, сумеет ли привыкший к кровавым побоищам зритель настроиться на предлагаемую Бодровым-старшим волну...
«ЧИНГИСХАН ИЗМЕНИЛ МИР, А БЫЛ РАБОМ И СИРОТОЙ»
— Фильм «Монгол» — это только начало, думаю, что мы сделаем еще одну картину о Чингисхане, — рассказал izvestia.ru Сергей Бодров-старший. — Надо же понять, почему именно этот человек изменил мир. А куда тянутся все ниточки? В детство. Мальчик был сиротой, рабом, а стал императором.... Еще один момент: Чингисхан — имя для славянского уха отрицательное, табу, враг. Поэтому особенно хочется разобраться, как же все было на самом деле. И оказывается, что все не так просто. Да, Чингисхан был жесток. Но справедлив. Ни один из бывших и нынешних владык мира не был настолько лоялен к другим религиям. Чингисхан был язычником, шаманом, но при нем можно было веровать в кого хочешь. Например, русская церковь, даосские монахи при нем освобождались от налогов. Чингисхан был верен своим людям, и они в ответ готовы были за него умереть. Солдаты не боялись идти в бой, потому что знали — об их семьях будут заботиться до тех пор, пока не вырастут их дети. При жизни Чингисхана никто из приближенных его не предал. Разве какой-то другой правитель может этим похвастаться?
Еще к вопросу о терпимости Чингисхана: так как солдаты уходили в походы на долгие годы, то был закон, по которому женщина могла «дать приют» путнику. То есть изменять мужу с соплеменником было запрещено, а с незнакомцем можно. Такую женщину неверной не называли и камнями не побивали.
Да, законы в те времена были жесткие. Практически любой проступок карался смертью. Убил, побежал во время боя, украл, купил краденое, не поделился с путником водой, едой или ночлегом — смерть. Но, например, дипломатическая неприкосновенность соблюдалась очень строго. Чингисхан запретил убивать послов и требовал, чтобы соседние государства поступали так же. И, надо сказать, многие на этом погорели. Казахский город Атрар был разрушен до основания, потому что его правители убили монгольских послов. В российском городе Козельске тоже убили послов. Чем это закончилось, всем известно.
— То есть планов завоевания Киевской Руси у монголов не было?
— Не было. Их врагами были половцы, которые то и дело нападали на монгольские племена. Чингисхан решил их наказать, и его армия отправилась вслед за половцами. Так они дошли до Дуная. А половцы, убегая от монголов, попросили помощи у князей Киевской Руси, и те, не рассчитав силы противника, согласились. В результате на реке Калке 20- тысячное монгольское войско заманило в ловушку 80 тысяч славян и половцев и разбило их наголову. Зачем монголам наши леса и болота? У них же лошади, им нужны пастбища. В Европе монголам, кстати, тоже не понравилось.
— Вот так случайно монголы завоевали Киевскую Русь на пару сотен лет.
— Ну, как завоевали... Они никогда не были оккупантами. Они стояли Сараем на юге, а русские князья приезжали к ним, платили им налоги, 10 процентов... Очень разумно все это было организовано.
— Через ваш фильм красной линией проходит отношение Чингисхана к женщинам. Для вас это было принципиальным моментом?
— Это была черта, свойственная только Чингисхану. У монголов этого не было. Они, если нападал слишком сильный враг, бросали женщин и детей и уходили, спасались сами. Они считали: «Выживем мы и тогда, может быть, когда-нибудь отобьем свои семьи». Они не оставляли женщин на смерть — победители их не убивали, а брали в наложницы, поэтому для всех племен это было в порядке вещей. Чингисхан же влюбился в Бортэ. У него, кроме нее, было четыре жены и больше тысячи наложниц, но все равно она для него была очень важна. Она была его советницей, помощницей, хозяйкой дома. Интересный факт: возвращаясь из Китая, где он пробыл семь лет, Чингисхан не решился идти к Бортэ, а остановился в ста километрах от дома. И Бортэ послала к нему гонцов: «Не бойся. Приходи. Я тебя жду». Этот самый могущественный в мире человек боялся гнева своей жены.
— С чем, по-вашему, связан интерес к восточным завоевателям? За два года вышли три фильма про азиатских правителей: «Кочевник», «Чингисхан» и «Монгол».
— «Кочевник» — это совершенно особая история. О казахах никто в мире не знал. Страна богатая, нефть есть, а что такое Казахстан — никто не знает. Они хотели рассказать о себе и сняли «Кочевника» — абсолютно законное желание. Благо деньги есть. А нынешний интерес к Востоку легко объясним. Мощная цивилизация. Китай — мы снимали «Монгола» в Китае — это будущее. И от них очень многое зависит. Если они не разберутся со своей экологией, весь мир столкнется с громадной проблемой...
— Почему вам не разрешили снимать в Монголии?
— Для монголов Чингисхан — Бог. Поэма о нем для них — главная книга. Она абсолютно священна, любое отклонение от текста воспринимается как преступление. Я сначала не понимал, чем они так недовольны. А потом понял: у нас в сценарии второй ребенок Чингисхана тоже не от него. Ладно, с первым они еще смирились, но второй... К тому же мальчик, причем, возможно, рожденный от китайца... Но я тоже упрямый. На уступки идти не захотел, предпочел снимать кино в Китае. И вот мы приступаем к кастингу. Ищем мальчика на роль второго сына Чингисхана, и приводят ко мне монгольских детей, а они все толстые, розовощекие, сопливые. И никак мы не можем найти подходящего мальчика. Вдруг моя помощница Гука Омарова приводит девочку и говорит: «Смотри, какая хорошая девочка. Давай ее в мальчика переоденем». А я смотрю и отвечаю: «Зачем переодевать? Давайте девочку снимем».
— Решили все-таки спасти монголов...
— Это несправедливо: про сыновей Чингисхана знают все, а о дочерях ничего не известно, даже имен. Хотя дочери у него были. Так у нас в картине появилась очень трогательная девочка.
— Герои фильма говорят по-монгольски. Как вы справились с языковым барьером?
— Всех, кто не знал монгольского, я заставил его выучить. Для меня язык был очень важен. На английском или русском эта картина смотрелась бы совсем иначе. И потом современному зрителю хочется чего-то настоящего: китайские, мексиканские, итальянские картины, выходившие в американский прокат, это прекрасно доказали. Так же, как и Мел Гибсон, который снимает кино то на арамейском, то на языке майя. Прежде чем приступать к съемкам, я отправил сценарий «Монгола» своему другу — очень опытному американскому прокатчику, который в свое время выпускал «Кавказского пленника» и который единственный согласился прокатывать «Страсти Христовы». Он позвонил мне через день: «Хороший сценарий. На каком языке будешь снимать? — На монгольском». После непродолжительной паузы он ответил: «Я знаю, что делать с картиной о Чингисхане на монгольском языке». «Монгола» он будет выпускать в американский прокат так широко, как не выходила еще ни одна европейская картина...
— Вы живете между Европой и Америкой. Отличается ли американский зритель от нашего?
— Американский зритель больше любит кино. Советский зритель его тоже очень любил, потому что других развлечений не было. Сейчас интерес к кино упал, но думаю, что он вернется. А у американцев кино как было основным развлечением, так и осталось. Они по выходным ходят в кино всей семьей, поэтому полнометражные мультфильмы там пользуются такой популярностью.
— Поработав в Голливуде, вы раскрыли какие-то его секреты? И есть ли они вообще?
— Особых секретов и отличий нет. Да, кормят на площадке лучше, чем в других странах. Да, профессионализм выше. Но главное в Голливуде — это уметь внятно рассказать историю, которая будет понятна всем и везде. У меня, например, была лента «Сэр» — про мальчика, который сбегает из детдома, чтобы найти своего отца. Я однажды попал в дом для трудновоспитуемых, где решетки на окнах и колючая проволока, и понял, что ничего хорошего с этими детьми не будет. Захотел снять фильм, но был занят — и в результате только через четыре года сел и за две недели написал сценарий. Снимал, потому что мне самому было интересно. О зрителе я в тот момент не думал, а получилось, снял чисто голливудское, потому что универсальное, кино. «Сэра» показывали более чем в 40 странах мира.