Есть деятели, которые вплетают украинскую культуру в европейский контекст. Одним из таких является гость газеты «День» директор и художественный руководитель Киевского национального академического театра оперетты Б. Струтинский.
Богдан Дмитриевич позиционирует Национальную оперетту как театр широкого профиля, где с успехом идет классическая оперетта, современные и классические мюзиклы, широко представлены разнообразные концертные программы, смело воплощаются разнообразные творческие эксперименты. Сегодня это театр с четко определенной стратегией развития, который постоянно расширяет мировоззрение своей труппы и ее зрителей.
«МИСТЕЦЬКИЙ АРСЕНАЛ» ДОЛЖЕН СТАТЬ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ОЛИМПОВ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА УКРАИНЫ»
Вита ШНАЙДЕР, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Вы возглавляли конкурсную комиссию по избранию нового гендиректора «Мистецького Арсеналу». Звучало много сомнений относительно того, что конкурс проведен корректно. Ваша оценка?
Б. С.: — Конкурс происходил в два этапа. На первом этапе, который прошел 24 июня, было допущено пять кандидатов. Конкурс прошел достаточно прозрачно и в рамках законодательства. Однако во время обсуждения программ претендентов на должность нового руководителя «Мистецького Арсеналу» некоторые неадекватные люди сознательно превращали нормальную атмосферу в базар. Но это не повлияло на результаты голосования, которое проходило открыто. Каждый из пяти претендентов имел возможность представить свои программы на год и на перспективу — пять лет. Мне больше понравилась программа Олеси Островской-Лютой. В ней она запланировала поставить модераторов определенных направлений, что даст возможность музею развиваться в разных направлениях. Я считаю, что «Мистецький Арсенал» сегодня должен быть одним из первых Олимпов музейного дела Украины.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУТИК»
Мария ЧАДЮК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— За 12 лет вам удалось сделать аншлаговый театр. Какие произведения, на ваш взгляд, сегодня нужно ставить?
Б. С.: — Это сложный вопрос. Вот мы носим название Национальной оперетты Украины. Очень многие люди считают оперетту «легеньким жанром». Я даже хотел изменить название. Но поскольку наш Театр оперетты — единственный в государстве, мы пошли путем расширения рамок внутри театра и сделали «музыкальный бутик», в который можно пойти и «купить» любой жанр. В репертуаре появилось больше мюзиклов, есть в афише опера-буфф, а также модерный балет и др. Мы ломаем стереотипы! Сегодня наш зритель тяготеет к мюзиклу. Кроме того, мы поставили себе задачу — открывать для Украины новые имена и новую музыку. Если сейчас на слуху популярный мюзикл «Нотр-Дам де Пари» Риккардо Коччанте, однако вы его не найдете в Украине, потому что мы не имеем права на постановку, а для того, чтобы его получить, нужно заплатить очень большие деньги. Мы хотим попробовать показать классические вещи в новом ключе, примером которых станет постановка оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, премьера которого запланирована в апреле.
Марина СНИЖИНСКАЯ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Недавно Национальная оперетта выиграла грант Британского Совета. Расскажите больше, пожалуйста, об этом сотрудничестве.
Б. С.: — Мы недавно вернулись из Лондона и вместе с партнерами Theatre Royal Stratford East (в рамках художественной программы «Креативная Европа») начинаем новую программу. Она интересно сделана, в частности, в деятельности среди детских театров. Наши коллеги не просто ставят детский мюзикл, но и проводят мастер-классы с детьми. Одним из направлений является проект «Платформа Цифровая Оперетта», цель которой привлечь внимание к этим жанрам, содействовать развитию молодых режиссеров в жанре оперетты, мюзикла, а также привлечь новую целевую аудиторию. Особое внимание будет уделяться восприимчивой аудитории. Платформа будет содержать оцифрованные оперетты, мюзиклы, концерты; будут использоваться новейшие цифровые технологии. Речь также идет о том, что можно создавать совместные проекты в отрасли фестивального движения. Мы надеемся, что наша мечта об «Отверженных» К.-М.Шенберга осуществится, и мы найдем средства, чтобы поставить этот мюзикл в Киеве (переговоры на получение авторских прав ведутся на протяжении четырех лет).
Театр — это удивительная вещь! Иногда ты можешь иметь стул, актерскую душу, и тебе не нужно никаких инноваций. Если мы говорим о развитии какой-то машинерии, законодательстве, то в Украине еще с советских времен практически ничего не изменилось, хотя некоторые вещи и были хорошими... Жаль, что в настоящее время такой институт, как театр, не вписывается в головы политиков. Для них театр — это что-то развлекательное, они не понимают огромную роль театра, который влияет на развитие нации. Имеем еще одну серьезную проблему — отсутствие культурного воспитания. Я уверен, если ребенок не побывал в театре в раннем возрасте, потом он уже никогда не будет поклонником театра...
М. С.: — Какие инновации в развитии театрального искусства стоит позаимствовать в соседних странах?
Б. С.: — Театр — это удивительная вещь! Иногда ты можешь иметь стул, актерскую душу, и тебе не нужно никаких инноваций. Если мы говорим о развитии какой-то машинерии, законодательстве, то в Украине еще с советских времен практически ничего не изменилось, хотя некоторые вещи и были хорошими... Жаль, что в настоящее время такой институт, как театр, не вписывается в головы политиков. Для них театр — это что-то развлекательное, они не понимают огромную роль театра, который влияет на развитие нации. В настоящий момент продолжается полемика, особенно в Facebook, о том, что нужно переводить все театры на самоокупаемость, как, например, в Америке. Хорошо, но сначала нужно принять Закон о меценатстве, который есть в США. Нельзя забывать и о том, что сегодня у нас грантовая политика активно не работает. Да, в настоящий момент приняты изменения к пенсионному законодательству, и артисты балета должны идти на пенсию в 55 лет (до этого они шли в 45 лет). Вы представляете балерину или воздушного акробата в 55 лет на сцене? Кто сможет танцевать или делать кульбиты в таком возрасте? Имеем еще одну серьезную проблему — отсутствие культурного воспитания. Я уверен, если ребенок не побывал в театре в раннем возрасте, потом он уже никогда не будет поклонником театра...
Кристина ПЕТРЕНКО, Одесский национальный университет им. И. Мечникова:
— Как, на ваш взгляд, на украинскую культуру повлияли события на востоке?
Б.С.: — Культура объединяет нацию! Наш театр ездит выступать в зону АТО, перед ранеными в госпиталях. Собрали средства, провели концерты, пригласили художников, провели аукцион картин и собрали почти 120 тысяч гривен. Эти средства передали, чтобы сделать протезы десяти раненым военным. Сейчас уже появляются книжки о войне на востоке, а что касается спектаклей, то нужно время и такие постановки обязательно будут.
В настоящий момент в Министерстве культуры я возглавляю экспертный совет по творческим мероприятиям. Приблизительно 70% из них посвящено разным акциям в зоне АТО: выставкам, концертам, показам спектаклей...
«УКРАИНУ И РОССИЮ БУДЕТ «СШИВАТЬ» НЕ ДИПЛОМАТИЯ, А ИСКУССТВО»
Марина БАРБА, Одесский национальный университет им. И. Мечникова:
— Вы открыто проявляете свою проукраинскую позицию, в то время как некоторые другие деятели культуры занимают позицию «аполитичности». По вашему мнению, должен ли публичный человек во время войны отмалчиваться?
Б. С.: — Можно найти много оправданий, сказать: «А я в этот момент был занят очень большим проектом, мне было некогда». Но отмалчиваться нельзя, у каждого человека должна быть четкая гражданская позиция...
Дмитрий БАЙДА, Национальный университет «Острожская академия»:
— Как вы считаете, нужно ли пренебрегать девизом «Искусство превыше всего!»?
Б. С.: — Я думаю, что Украину и Россию будет «сшивать» не дипломатия, а искусство. Люди, которые по ту сторону являются заложниками нефильтрованной информации. Но среди них есть очень много мудрых людей, и время расставит все по местам.
Кстати, мы проводим международные фестивалей, которые объединяют людей разных стран. Наш театр является основателем О-FESTа. В этом году он состоялся уже в четвертый раз. Я думаю, что тезис: «Искусство — превыше всего!» — это оправдание для слабых. А чтобы держать удар, нужно иметь силу.
Елена КУРЕНКОВА, абитуриентка Киевского национального университета им. Т.Г.Шевченко:
— Недавно начался проект Musical Art Project, направленный на привлечение молодых режиссеров. Национальная оперетта Украины является соучредителем этого проекта.
Б. С.: — С 7 по 11 сентября состоится третий этап проекта. Среди 46 заявок — четыре были на малые театральные формы. Заявок было много — даже из Франции, России, Грузии и т.д. На сегодня выиграли два украинца, один грузин и француз. Я думаю, что этот конкурс будет проходить раз в два года. Нужно создать движение, чтобы молодой человек имел право на постановку. Хотим увидеть новые интересные идеи. Одно из условий — не сдерживать себя в фантазии. Существует стереотип, что в музыкальном театре есть незыблемые каноны. Когда мы смотрим на развитие европейского или американского музыкальных театров, то понимаем, что они много экспериментируют. Задача нашего проекта заключается в том, чтобы дать возможность проявить себя творческим личностям. В Оперетте будет проходить лаборатория для молодых режиссеров, которые работают в жанрах мюзикла, оперетты, оперы-буф. А с 25 по 30 октября в художественно-концертном центре им. И. Козловского и в театре «Золотые ворота» молодые режиссеры будут иметь возможность представить свои идеи в направлениях «малые театральные постановки».
В этом году Летняя школа журналистики проходила при поддержке Центра информации и документации НАТО