Событие было посвящено 10-летию основания Международного инструментального конкурса Евгения Станковича. На одной сцене выступали победители разных лет и уважаемые члены жюри. Игру солистов сопровождал ведущий оркестр Украины — Национальный симфонический под руководством молодого талантливого дирижера Юрия Литуна. Проведение такого недешевого мероприятия стало возможным благодаря поддержке Украинского культурного фонда. В то же время многолетний опыт конкурса, основанный не государством, а благотворительным (читай — волонтерским) Фондом «ВИВАТ АРТ», дает основания для некоторых раздумий.
Вокруг исполнительских конкурсов давно идут споры и высказываются совершенно противоположные взгляды. Те, кто поддерживают конкурсные соревнования, считают их необходимыми для профессионального роста, возможности начать концертную карьеру, выявить предпочтение той или иной педагогической школы. Зато оппоненты видят в конкурсной гонке опасность для творческого развития, когда формальные требования в основном решают победителя с учетом сугубо технической, а не художественной ценности. При этом добавляют, что подготовка к исполнительским соревнованиям нарушает кропотливый, длительный процесс профессионального и творческого роста, и подкрепляют примерами мировых имен солистов, которые не участвовали в конкурсах.
Конечно, обе стороны приводят свои убедительные аргументы, с которыми трудно не согласиться. Между тем, де-факто большинство конкурсов в Украине сейчас меняют привычный формат, добавляя к нему явные признаки фестиваля, когда все юные музыканты получают диплом участника, меценаты вручают свои призы и подарки, а организаторы добавляют новые номинации и награды, при этом не теряя принципов профессиональной оценки исполнения. Таким образом музыкальный форум становится более привлекательным и интересным.
Именно такой путь сочетания состязательности и праздника музыки выбрал для себя основатель и организатор Международного инструментального конкурса Евгения Станковича — Международный благотворительный фонд «ВИВАТ АРТ», президентом которого является известная деятельница музыкальной культуры Светлана Сухомлинова. Дальновидным и мудрым решением было обращение к беспрекословному авторитету украинской музыки Евгению Станковичу, который, к счастью, согласился стать патроном конкурса. Ведь уже само имя выдающегося композитора современности априори обеспечивало ему успех и резонанс. Зная трепетное отношение Евгения Федоровича к детям и молодежи, его переживания за будущее музыкальной культуры, инициаторы конкурса были «обречены» на согласие метра. К конкурсу организаторы привлекли заинтересованных и надежных партнеров, среди которых — Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского, Национальная филармония Украины, Национальный союз композиторов Украины, Киевская детская академия искусств, Национальный комитет Международного музыкального совета (IМС) при поддержке Департамента культуры Киевской городской государственной администрации и содействии Министерства культуры и информационной политики Украины.
Уже первое проведение мероприятия превзошло все ожидания. Около 600 участников — от самых маленьких (пятилетних) до самых старших (32-летних) — собрались в Киеве со всех регионов Украины. Такая заинтересованность продолжалась ежегодно, и к конкурсантам Украины приобщалась творческая молодежь из Польши, Канады, Германии, Армении, Беларуси, Литвы, Вьетнама, Южной Кореи, Китая, США, Испании, Нидерландов, Турции, Ирана, Сирии.
Обычно в конкурсе Евгения Станковича участвуют прежде всего те, кто мечтает выбрать профессию музыканта. Не случайно более сотни его лауреатов и дипломантов или продолжают обучение в высших музыкальных заведениях, или уже концертируют, играют в оркестрах и преподают. Впрочем, далеко не все из четырех тысяч участников становятся профессиональными музыкантами. Но радость быть причастным к конкурсу-фестивалю останется навсегда, и музыка точно будет сопровождать их жизни!
Возможно, именно причастность к Музыки, к Творчеству объясняет успех и долголетие конкурса, который является уже неотъемлемой частью музыкальной культуры Украины XXI века, в очередной раз подтверждая музыкальную одаренность украинского народа и непрерывность его традиций. Конкурсные же номинации представляют всю палитру профессионального музыкального образования современной Украины в области исполнительства — от игры на академических и народных инструментах до ансамблевого и оркестрового. И среди них — такая новаторская, как «Солист с оркестром» (соответственно, для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета и саксофона). Кстати, эта номинация приобщила к конкурсу ведущие оркестры, которые придали ему признаков фестиваля. Исторически высокий уровень музыкального воспитания Украины каждый раз подтверждало уважаемое жюри — 45 ведущих деятелей искусства во главе с Евгением Станковичем.
Конечно, конкурс окрашен ярким национальным признаком: в его условиях предусмотрено обязательное исполнение музыки украинского автора и специальные награды — «За лучшее исполнение произведения Евгения Станковича», «За лучшее исполнение музыки современного украинского композитора». Интересно, что эти награды получило немало зарубежных участников! Между тем, конкурсантов привлекает не только звание лауреатов, дипломантов, но и возможность почувствовать себя сценическим музыкантом, что тоже является новым для конкурсного процесса Украины. Поэтому организаторы заботятся о возможности победителям проявить себя на концертных площадках. Обладатели же первой премии участвуют в заключительном концерте, который ежегодно проходит в Колонном зале Национальной филармонии Украины.
И все же самой высокой из всех наград является для участников персональная награда Евгения Станковича и возможность пообщаться с Евгением Федоровичем. Хрупкая бронзовая статуэтка «Прикосновение ангела», полученная из рук композитора, воспринимается как символ его признания, надежды и веры в успешное будущее музыкальной культуры. Ведь именно для этого и основан конкурс, именно для этого и собирают его пассионарные организаторы детей и молодежь со всей Украины и других стран мира. И никакие эпидемические и другие вызовы не остановят ход этого знакового музыкального форума, направленного на творческое развитие будущих поколений.