Напомним, в октябре Харьковский театр для детей и юношества должен был праздновать 60-летие со дня своего образования и 100 лет со дня основания в нынешнем помещении театра по адресу: Полтавский шлях, 18 первого в Украине театра для детей (напомню - работал в Харькове до 1941 года, но по завершении Второй Мировой войны реэвакуировался во Львов). Впрочем, карантинные ограничения не дали провести это мероприятие на запланированном театром уровне... Но директор Татьяна Цвила и главный режиссер театра Александр Ковшун видят миссию празднования юбилейного года в ряде премьер и творческих начинаний, которые растянутся на весь театральный сезон. Уже состоялось три премьеры на украинском языке (новая языковая политика театра для детей является программной для руководства).
Первая новинка - «Уфти-Туфти» по произведению британской писательницы Беатрикс Поттер - стала, по сути, восстановлением на украинском языке и в новом актерском составе постановки Александра Ковшуна и художника Александра Абманова (2015 г.). Новация, связанная с прокатом этого спектакля, - адаптация сказки для восприятия детьми с нарушениями зрения (спектакль может идти как в обычном формате, так и с переводом тифлокоментатора). Также на основную сцену театра с Камерной им. режиссера Александра Беляцкого (была открыта в 2014 г.) была перенесена А. Ковшуном и адаптирована к ней главным художником Аркадием Чадовым постановка для взрослого зрителя «Парад роз» по «Оркестру» Ж. Ануя.
Вторая премьера - «Солнышко и Ветерок» по пьесе Юлиты Ран - состоялась в конце ноября, став первой постановкой в жанре Toddler театра в Харькове. Режиссерка Яна Зеленская, художница Дарья Кушниренко, композитор Павел Савельев и четверо актеров в двух составах работали над спектаклем с консультацией детского психолога. Спектакль «Солнышко и Ветерок» адресован как обычным детям от 1,5 до 4 лет, так и детям с особыми потребностями.
Сейчас к празднику Святого Николая театр подготовил премьеру спектакля для старшеклассников и взрослых зрителей «Моисей». Первым в истории харьковских театров обращением к поэме Ивана Франко коллектив обязан инициативе, идее, инсценировке заслуженного деятеля искусств Украины Игоря Бориса, который и осуществил сценическое прочтение философского произведения. По замыслу режиссера, события «Моисея» буквально экстраполируются на события в современной Украине. В качестве сценографа дебютировала Ника Хворостенко, соединившая в образе спектакля старину (костюмы скорее в духе «Захара Беркута») и современность (уличные протестующие, «милитари» Ближнего Востока) и впечатляюще красноречиво наделила ветхозаветного Моисея подобностью к Рублевскому Спасу Нерукотворному. Роль Пророка стала бесспорной актерской удачей ведущего актера Сергея Городецкого, который выразительно, проникновенно создал образ Моисея. Его интонирование поэтического образа И. Франко является более современным, чем все наглядные приемы актуализации классики в спектакле. «Моисей» ведь воплощен И. Борисом как «рок-драма», в определенной степени шоу. Этому способствует как стильная современная рок-фактура музыкального сопровождения поэтической постановки, так и развитая хореография Татьяны Федорченко, экспрессивная партитура света Анны Везировой и Анны Сидоровой и беспрецедентная массовость спектакля: двадцать актеров труппы театра, драматически одаренные дети из образцового театрального коллектива «Визави» (под рук. Лилии Рагры) и студенты 2 курса актерской специализации из Харьковской государственной академии культуры (рук. курса Ольга Двойченкова).
В объявленных планах театра для детей на этот сезон: позиционная постановка главного режиссера «Ромео и Джульетта» У. Шекспира в переводе Ю. Андруховича, спектакль Александра Драчева по мотивам сказок и эпоса североевропейских народов, а также «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (репетиции О. Двойченковой уже идут).