Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три «Рембрандта» в Варшаве

После реставрации картины легендарного художника стали важным элементом культурной дипломатии
6 октября, 2021 - 12:26

Королевский замок в Варшаве – для поляков очень важный символ непобедимости их духа, способности регенерации после тяжелых национальных травм. Он был полностью уничтожен в 1944 году в процессе Варшавского восстания, но стараниями многих ученых, художников, чиновников и простых поляков был восстановлен.

Теперь он является неким репрезентатором польской культурной и исторической традиции – для многих гостей Варшавы он является обязательным пунктом посещения, местом торжеств и центром культурных и государственных событий.

Неудивительно, что смотрители замка тщательно заботятся о том, чтобы было чем удивить визитеров – и коллекция замка постоянно пополняется все новыми шедеврами польской и мировой культуры.

Так, как на Вавеле в Кракове главным шедевром является «Дама с горностаем» авторства Леонардо да Винчи, так Королевский замок в Варшаве может похвастаться двумя работами Рембрандта – «Ученый у пульпита» и «Девушка в раме портрета» (или «Еврейская невеста»).

Оба образа – это подарок замку в 1994 году от Каролины Ланцкоронской – последней представительницы древнего шляхетского польского рода, которая внесла огромный вклад в развитие и поддержку польской культуры за рубежом.

Картины были куплены Станиславом Августом Понятовским в 1769 году на распродаже берлинской коллекции графов Камеке. Позже, когда последний польский король отрекся от трона и поселился в Петербурге, картины отправились за ним. Вскоре их обладательницей стала Мария Тышкевич, после нее они перешли в руки Казимира Жевуцкого, а от него – к Ланцкоронским. После войны полотна хранились в швейцарском банке и исследователи не имели к ним доступа до момента, пока Ланцкоронская не принесла их в дар своему народу.

Оба портрета выполнены на хорошо сохранившихся тополиных досках в 1641 году. Их принято считать парным портретом, поэтому иногда их называют также «Еврейская невеста» и «Отец еврейской невесты».

В 2006 году они участвовали в спектакле «The Quest of a Genius» в Амстердаме. В рамах приготовления к спектаклю состоялась обстоятельная реновация и исследование полотен. Были сделаны рентгеновские снимки, свидетельствующие о том, что картины имеют сложную жизненную историю, они неоднократно переделывались. Так, рентген показал, что образ девушки в раме был нарисован поверх другого женского портрета.

Вокруг портретов очень долго шла ожесточенная дискуссия, они являются оригиналами работ выдающегося нидерландского художника. Если портрет мужчины вызвал мало вопросов, то аргументом лиц, сомневавшихся в отношении девушки, – была ее почти классическая красота – скептики утверждали, что девушка нарисована явно не в стиле Рембрандта. Долгое время картина считалась произведением художника из мастерской Рембрандта – Фердинанда Боля.

После окончания реновации исследователь из «Rembrandt Research Project» – специального проекта, который был создан, чтобы установить, какие работы из тех, что приписывают голландцу, действительно являются его работами, профессор Эрнст ван де Ветеринг вынес свою окончательную оценку и подтвердил, что авторство обоих портретов, несомненно, принадлежит кисти Рембрандта ван Рейна – выдающегося нидерландского художника (1606-1669), известного также авторством таких картин, как «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Иисус перед Пилатом» и др.

Рембрандт был известным представителем так называемого золотого века нидерландской живописи вместе с Яном Вермеером, Питером де Хохом, Франсом Халсом и др. Он славился тем, что рисовал на редкость реалистичные портреты, которые были не просто передачей черт лица на полотно, но как бы рассказывали историю человека в его мимике, выражении глаз. Добиться этого художнику удавалось благодаря скрупулезному вниманию к деталям. Хотя при этом Рембрандт использовал весьма ограниченную палитру красок – желаемого эффекта он достигал за счет игры со светотенями. В общем Рембрандт является автором около 350 полотен и 100 рисунков. При этом он закончил жизнь в одиночестве и бедности в окрестностях Амстердама.

В Польше в целом находятся три работы Рембрандта – кроме двух упомянутых выше, еще редкий «Пейзаж с добрым самаритянином», который экспонируется в Кракове в Фонде князей Чарторыйских. Раньше таких работ было около 20, но обедневшие шляхетские роды вынуждены были распродать свое состояние.

Все польские «рембрандты» – не только предмет национальной гордости, но и важный элемент культурной дипломатии. Иногда они выставляются за рубежом, иногда привлекают исследователей и ценителей творчества из других стран. А об уважении и гордости за то, что Польша имеет оригинальные картины нидерландского художника, свидетельствует то место, в котором их поместили.

 

Янина Бутенко, Варшава
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ