Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тринадцать мгновений ХIII «КРОКа»

29 августа, 2006 - 19:15
ВСТРЕЧА В КАЗАНИ. ЧАК-ЧАК ПРОБУЮТ ИРИНА КАПЛИЧНАЯ, ЭДУАРД НАЗАРОВ И КОНСТАНТИН БРОНЗИТ / УЧАСТНИКИ «КРОКа» В КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ В ПЕРМИ (В ЦЕНТРЕ — ЮРИЙ НОРШТЕЙН)

Величественный белый пароход, волнующий спокойную гладь реки, торжественная тишь пустынных берегов, дарящих время от времени встречи с играющими солнечными лучами на луковках деревенских церквей или с новыми городами, — действо, превращающее каждого из пассажиров-счастливчиков в путешественников-первооткрывателей. А если население парохода связано корпоративной цепью сказочного творчества — анимации, — путешествие превращается в сказку сказок. Ее уже в тринадцатый раз подарил своим гостям и участникам Международный фестиваль анимационного кино «КРОК». Номинально ему 16, фактически же «корабль плывет» в 13-й раз, потому что в начале фестиваль, согласно регламенту, проходил раз в два года, окружая своих участников аурой возвышенного творчества, красотами днепровских круч, крымского побережья, хлебосольством украинских городов и сел. С 1998 года страны-учредители фестиваля — Украина и Россия, а именно: министерства культуры, союзы кинематографистов обеих стран, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Конфедерация СК и Киевская городская администрация — решили, что «КРОК» будет проходить ежегодно в каждой из стран-учредителей. И пошел фестивальный корабль бороздить просторы Волги и Ладоги, Камы и Белого озера, вдохновляя и без того эмоциональных аниматоров аристократичными красотами Питера и пролетарской сохранностью Петрозаводска, величием Кирилло-Белозерского монастыря и скупой роскошью Валаама. Причем, фестивали, проходящие в России, посвящены дебютантам и их работам, каждый год делегируя украинским регламентным фестивалям целую обойму новых имен.

Маршрут этого года отличался новизной. Точкой сбора и разъезда гостей из 37 стран мира была Москва, но корабль, неизменный «Георгий Жуков», ожидал в Нижнем Новгороде. Именно туда из белокаменной в ночь отправилась череда из пяти автобусов. Превратности дороги скрашивались с лихвой радостью встреч и общением. Беспокойное и шумное семейство «КРОКа» заселило корабль на рассвете, когда первые лучи солнца коснулись башен Новгородского кремля, и «КРОК» ушел в свое тринадцатое плавание. Из Волги в Каму, до уральской Перми и обратно, с остановками в Чистополе, Перми, Чайковском, Елабуге и Казани, чтобы попрощаться с «Жуковым» в Нижнем Новгороде.

ЖЮРИ, КОТОРОЕ ВЫБИРАЛО

На каждом фестивале есть группа людей, которым нельзя задавать вопросы по поводу конкурсных просмотров. Это — члены жюри, которое на «КРОКе» этого года возглавил признанный мастер игольчатого экрана канадец Жак Друен. В конце 60-х прошлого века игольчатый экран, изобретенный Александром Алексеевым и Клер Паркер, демонстрирующий изображение, подобное жидким гравюрам, поразил воображение начинающего аниматора Друена. Всю свою творческую жизнь он посвятил углубленному изучению именно этого стиля, весьма преуспев в нем — от «Пейзажа сознания», занявшего 13 место в списке лучших анимационных фильмов мира, до «Отпечатков», раскрывших осязаемую чувственность музыки Франсуа Куперена.

Другой член жюри — очаровательная португалка Реджина Пессоа — работает в технике гравировки на гипсовых пластинах. Впечатления детства перенесены ею в творчество.

— Когда я была маленькой, мой дядя разрисовывал двери и стены бабушкиного дома кусочками угля, — вспоминает Реджина место своего рождения — маленькое португальское село. — И, наблюдая это, мы испытывали чувство свободы. У нас не было бумаги и карандашей, но у нас всегда были двери и стены. У нас не было телевидения, и тогда это казалось большим упущением. Но теперь я думаю, что, возможно, это и спасло меня, поскольку мы много читали и слушали истории стариков. В моем подсознании это отложилось навсегда.

Миниатюрная француженка Тициана Лоски — топ-менеджер в области обучения в сфере изобразительного искусства. Она яростная сторонница всех инициатив, содействующих развитию искусства анимации и активный популяризатор Фестиваля и Рынка на всех уровнях.

Представляющий Украину известный аниматор Евгений Сивоконь, работы которого увенчаны многими престижными международными наградами, является также «проводником» в искусство анимации многих известных ныне мастеров, успешно работающих в разных концах света, которые были его учениками.

Фильмы «Свичкрафт», «Крепкий орешек», «На краю земли» и др. носят яркую печать индивидуальности своего автора, члена Российской и Французской киноакадемий, петербуржца Константина Бронзита.

Вот такое жюри выносило вердикт дебютантам. Но, кроме напряженной работы по просмотру и обсуждению конкурсной программы, умения весело и со вкусом отдыхать, укладывая отдых в ничтожный промежуток времени, каждый из членов жюри представлял на «КРОКе» свою ретроспективу и был открыт к общению по части раскрытия секретов мастерства.

РАЗНАЯ ОДИНАКОВОСТЬ ИЛИ СХОЖАЯ РАЗНОСТЬ

Член Оргкомитета «КРОКа», известный кинокритик Лариса Малюкова в поисках наиболее продуктивных форм общения дебютантов, мастеров и критиков, заменила традиционные, довольно скучные пресс-конференции на «разбор полетов». Взяла на себя труд их вести и блестяще с этим справилась. Дело в том, что художники предпочитают делать, а не говорить, слушать впечатления о своих работах, а не вербально воссоздавать процесс их рождения. Для «разбора полетов» конкурсная программа была разбита на сегменты, каждый из которых тщательнейшим образом разбирали мастера. Критики и журналисты подключались к разговору по желанию.

Руководитель студии «Пилот» Александр Татарский подчеркнул разность условий, в которых воспитывались аниматоры его поколения и сегодняшние. «Сейчас наступило время одиночек, — подчеркнул Татарский, — они делают свои работы вне студий, индивидуально. И здесь возникает серьезный вопрос, который состоит не в том, умеют ли они что-то сделать, а есть ли им что сказать».

Известный критик «большого» кино Кирилл Разлогов подчеркнул общую для кино беду — неумение рассказать историю.

Стильный Михаил Алдашин с иронией заметил, что отсутствие школы — это тоже школа, остановив свое внимание на изобразительных возможностях разных анимационных стилей.

Для гуру мировой анимации Юрия Норштейна главное — где для молодых людей начинается анимация, где находится у художника та болевая точка, которая побуждает его к высказыванию.

Юности свойственно низвергать авторитеты, но ценность и изыск «фестивального бульона» в том, что, презрев гонку максималистских самолюбований, каждый из присутствующих готов был стать благодарным учеником.

АХ, КОНКУРС! АХ, НАГРАДЫ!

Благодаря просмотрам и дискуссиям можно вычленить четыре критерия восприятия и оценки представленных на «КРОКе» дебютов. При этом оставим за кадром бесконечный спор о рукотворности анимации ХХ века и бездуховности современной компьютерной графики: и карандаш, и монитор с клавиатурой — лишь технический инструмент в руках настоящего художника. Во- первых, настораживает отсутствие историй. При этом, во-вторых, существует ярко выраженная тяга к апокалипсису. Тогда, в-третьих, стоит оценивать атмосферу, которую художник сумел создать в своей работе. И, в-четвертых, имеет смысл обратить внимание на дизайн каждого кадра. Это не означает, что не было умных, красивых, милых и профессиональных работ, но суперъяркой звезды, ошеломившей зрителей-профи, к сожалению, не зажглось. Нелегкая задача была у жюри, которое все же вынесло свой справедливый, на мой взгляд, вердикт.

СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

Кроме личных способностей, таланта и школы, существует понятие интеллекта в профессии. В кино это называется «насмотренностью». Этого богатства в концентрированном виде «КРОК» отсыпает своим участникам сполна. Ретроспективы членов жюри, мастер-классы и фильмы-призеры, созданные молодыми украинскими аниматорами; 50-летний юбилей неподражаемой Загребской школы и надвигающееся 70-летие обожаемого всеми «Союзмультфильма»; фильмы- призеры МАКФ в Анси (Франция) и лучшие работы анимационных школ Республики Корея. Кроме этого, такие разные «анимауроки» — от Эдуарда Назарова (Россия) до неугомонной Ненси Фелпс (США). Не считая нон- стоп общений и бесконечных зарисовок везде и всюду, вплоть до ресторанных салфеток за едой. Мощная доза допинга на будущее затворничество у компьютера.

НОЧНЫЕ ТОМЛЕНЬЯ, ИЛИ РЕ-АНИМАЦИЯ

После вечерних просмотров, которые заканчивались около полуночи, наступало время ночных импровизаций, к которым население «КРОКа» относится более чем серьезно. Время, наполненное игрой, смехом и шутками, которое у кроковского народа называется «Ре-анимация». Вечер знакомств сменяет конкурс шляп и, конечно, традиционный карнавал. Здесь уже много лет царит импровизатор от Бога, интеллигентнейший из юмористов — Вадим Жук. Хитом этого сезона был «посыл» от Шекспира-Жука: «Есть мног ое на свете, друг Горацио, о чем сказал Зидану Матерацци». С огоньком исполнили гимн мэтрам «КРОКа» три старухи, среди которых «заводила» — Алла Босарт. Автор знаменитой «Последней жены Синей Бороды» Александр Бубнов стал прототипом своего героя, выведя на цену тринадцать разноязыких жен со всех концов света. Михаил Тумеля, Михаил Алдашин и Иван Максимов с азартом пели под лихой перебор струн знаменитой тумелиной балалайки. Артистично и непринужденно, чередуя костюмы, менял пол пресс-секретарь «КРОКа» от России Сергей Копков. Интернациональная команда евро-американцев повторила нелегкую дорогу на фестиваль сквозь таможенные препоны. Кроковцы отличаются удивительным умением придумывать игру и расширять ее рамки неугомонной импровизацией.

ОТ УРАЛЬСКИХ САМОЦВЕТОВ ДО ХОХЛОМЫ

Каждый из городов, где останавливался фестиваль, дарил свое радушие и привлекал своеобычием.

Национальное достояние — раздолбанные, как после серьезных военных действий, дороги, обилие «пивных людей» на улицах и удручающе скучного новостроя на фоне разрушающихся архитектурных изысков прошлых столетий в Перми, канули в тень, раскрыв тайны коллекции православной деревянной скульптуры одной из старейших художественных галерей России. Жаль, если ринувшийся сегодня ревизовать музеи центр под видом концептуальных перемен экспозиции растащит это уникальное собрание.

Насчитывающий чуть более 50 ти лет от роду город Чайковский,органично вписанный в лесной ландшафт на берегу Камы, подарил чистосердечие своих жителей и встречу с усадьбой, где родился Петр Чайковский, которая расположена в трех десятках километров от молодого города.

Родина девицы-гусара Дуровой, живописца Шишкина и последнее пристанице мятущейся Цветаевой — Елабуга, дорога к которой намного ярче привычных шишкинских пейзажей, удивила своей восстановленно-лакированной купеческой сытостью. Даже непонятно, почему бедной Марине стало невмоготу жить именно здесь и она так трагически одиноко покинула этот мир.

Казань встретила сладостью чак-чака, который здесь преподносят гостям вместо хлеба-соли, явив взору сытую, социально адаптированную Европу. Здесь мирно соседствуют Храм Казанской Божьей Матери с одноименной знаменитой иконой внутри и любовно реставрируемый снаружи со старинным Кремлем, мечетями, костелами, синагогами и кирхами. А на чисто прибранных, ровно ухоженных улицах модные, дорогие клубы, казино и рестораны не давят своим обилием, часто попадаются не менее уютные кафе «Дешевые обеды», где мило сидят явно постоянные посеители, обмениваясь новостями за едой и чашкой чая.

Нижний Новгород уже не раз был отправной или финальной точкой проходящих в России «КРОКов» и стал почти родным для фестивальной публики. Особенно для киевлян, напоминая своими бесчисленными зелеными холмами на берегу широкой реки родной город.

Насыщенность туристической программы фестиваля можно описать, цитируя впечатления одной иностранки после марш-броска по домам-музеям Елабуги. Она восхищалась кукольной красотой города и удивительными личностями, его населявшими: «Одна девушка, — поведала она присутствующим на вечерних палубных посиделках, — служила в армии, выйдя на пенсию, приехала сюда жить. Стала плести кружева, рисовать картины Шишкина, потом начала писать стихи и повесилась». Очень смешно и грустно…

ЗА КУЛИСАМИ ПРАЗДНИКА

Всю эту безудержную роскошь праздничной работы-отдыха фестиваля вот уже много лет из года в год, изо дня в день готовит преданная делу анимации фестивальная команда во главе с ее генеральным директором, непонятно где берущей энергию Ириной Капличной.

— Наш фестиваль — один из самых рейтинговых в мире. И, конечно, нас поддерживают оба государства — Украина и Россия. Но, — с горечью замечает она, — нам, конечно, дали государственную поддержку, хоть и в последний момент. Наше министерство прекрасно знает, сколько лет фестивалю и каков его мировой престиж. Однако каждый год мы заполняем массу одних и тех же бумаг, оббивая пороги многочисленных, каждый раз добавляющихся инстанций, бессчетное количество раз отвечая на одни и те же вопросы, доказывая целесообразность существования «КРОКа». А ведь он давно уже стал неотъемлемой частью не только национальной, но — мировой культуры. Этот год был особенно сложен из-за затянувшейся политической нестабильности внутри страны — спонсорам и меценатам было не до нас. Поэтому особенно ценны постоянные друзья-партнеры, прошедшие вместе с нами не один фестиваль: информационно-аналитический центр «НОВОКОМ»; торговая марка «Винни-Пух», угощавшая детей и взрослых, участников и зрителей своим сладким лакомством; полиграфическая фирма «Арт-пресс», изготовившая шикарные каталоги и другую печатную продукцию; компания CANON, неизменно предоставляющая технику для кинопоказов; постоянный перевозчик — Международные Авиалинии Украины, доставивший многочисленных гостей на фестиваль; компания УЛИС-Системс; верный меценат денежных призов фестиваля, наш французский друг Франсуа Соломон. Когда думаю о них, верю: «КРОК» будет жить долго, умножая радость общения с удивительным искусством, понятным детям и взрослым, — анимацией.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня». Фото Ирины СЕРГЕЕВОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ