Жаркие дискуссии вокруг Трои вновь породил писатель из Австрии. Он снова затеял спор о местонахождении древнего города. По его мнению, Троя, или Илион, располагался в Киликии, на границе с Сирией. Опровергает ли это Гомера и Шлимана?
«Греческой тиранией над Германией» назвала однажды особые отношения немцев к античной Элладе одна британская исследовательница. Безусловно, когда классическое образование кануло в Лету, эта диктаторская зависимость несколько ослабла. Однако история страны классической древности нет-нет да будоражит душевное здоровье нации, о чем свидетельствует бесчисленные споры вокруг Трои.
Приблизительно через неделю на книжных прилавках Европы появится книга австрийского писателя Рауола Шротта под названием «Родина Гомера. Борьба за Трою и ее реальное закулисье» («Homers Heimat. Der Kampf um Troia und seine realen Hintergrunde»). Еще неизданный труд породил волну интереса к работе и вызвал жаркие споры. Как сообщает немецкая газета «Вельт», одна из таких дискуссий произошла недавно в Эссене при громадном скоплении народа, которые пришли послушать дебаты 44-летнего автора и его маститых противников в академических чинах.
Суть открытия писателя, поэта и ученого Шротта сводится к следующему: город-крепость Троя, или Илион, находился в Киликии, на границе с Сирией, пишет pravda.ru. Все происходило иначе и не там, как думали прежде. У получивших классическое образование историков тут же возник вопрос: а был ли Гомер ассирийским писакой?
Началось все с того, что ныне покойный археолог из Тюбингена Манфред Корфман, руководивший раскопками в турецком Гиссарлыке, которое принято считать месторасположением исторической Трои, предпринял собственную интерпретацию. Свои идеи он наглядно продемонстрировал на передвижных выставках еще в конце прошлого века. Напомним, профессор первобытной и древней истории Тюбингенского университета считал, что во времена Троянской войны Троя (1700—1250 гг. до н.э.) была скорее азиатским, а не европейским городом, и, вопреки «Илиаде» Гомера, населяли ее вовсе не греки.
«В бронзовом веке Троя была частью центрально-анатолийской, а вовсе не крито-микенской цивилизации. Троя была аванпостом Азии, нависшим над Европой, а не крупным европейским городом бронзового века», — утверждал Корфман. Совершенно необъяснимый факт, но в Трое за все время раскопок не найдено никаких следов письменности! Ни на одном из каменных фрагментов, ни на одном керамическом осколке — их накопилось около двух миллионов. Ничего похожего на надписи нет даже в местах захоронений троянцев. Вывод профессора ясен: именовать Трою греческим городом не стоит. Хотя результаты раскопок Анатолии бронзового века дают ученым больше тем для дискуссий, чем установленных фактов.
Тем не менее, многие историки не согласны с теорией Корфмана. Они утверждают, что в своей оценке древних руин тот прибег к комбинации, при которой яблоко сравнивают с грушей. И вот на сцене появился не профессиональный историк, который сам рвется в бой и уверенно отстаивает тезис, что Троя находилась в ином месте.
По мнению Шротта, крепость Каратепе на северо-востоке Киликии имеет гораздо больше шансов быть описанной Гомером Троей, чем раскопанное Генрихом Шлиманом поселение у Дарданелл. Кроме того, несколько далее удаленное от Гиссарлыка побережье гораздо более походит на описанное в «Илиаде». К слову сказать, свои выводы Шротт обосновывает не на изысканиях Корфмана, а исходя из абсолютно других дисциплин. В частности, лингвистики.
В ходе своей экспансии, начавшейся с VIII века до н.э., греческие торговцы или пираты проникали на территорию плодородной и богатой металлом Киликии. Страна находилась под управлением хеттской династии (1350 г. до н.э. большое государство в северной Сирии, грозившее Египту, распалось около 1100 г. до н.э.), признавшей верховенство ассирийского владыки. На границах этой супердержавы, чей центр располагался в верховьях Тигра и временно простирался от Иранского нагорья до Верхнего Египта, греки встретились с мультикультурным миром, имевшим древние традиции.
Здесь существовали школы для писцов, в которых готовили бюрократическую элиту. Одним из выпускников такой школы был также и Гомер из Аданы (нынешняя Адания). Шротт, который в 2004 году заново перевел месопотамский эпос о Гильгамеше, увидел многочисленные выписки из этих древних сказаний, изложенных в учебниках, попавших затем в «Илиаду». Наряду с древними восточными традициями Гомер творил, заимствуя истории, ходившие в районе Кипра и имевшиеся в архивах ассирийских сатрапов. Многочисленные имена из «Илиады», считает Шротт, указывают на исторических персонажей, оставивших свой след на просторах Киликии.
Историческим фоном для Троянской войны могли бы служить битвы между ассирийским Синнахерибом и киликийскими повстанцами. В течение девяти лет ассирийский царь позволял безуспешно сражаться подчиненным ему полководцам. И только на десятый год он лично вышел на поле битвы, как Ахилл в «Илиаде», дабы одолеть противника. В поношении вождя восставших Кира писатель Шротт видит прекрасный образец страстей, которые Ахиллес демонстрировал перед Гектором.