Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тугой венок

«Пам'ять роду. Епістолярії родини Саєнків. 1886-2020» номинировано на получение Шевченковской премии
22 ноября, 2021 - 16:33
Михаил Стельмах, Александр Саенко, Нина Саенко, 1974 год

В начале 1960-х в Киеве состоялось необыденное событие. В столице Украины впервые открылась персональная выставка художника родом из Черниговщины Александра Саенко. Для шестидесятилетнего художника это стало своеобразным прорывом в среде партийно заангажированных искусствоведов, которые на протяжении длительного времени почему-то не замечали и упрямо игнорировали неординарное творчество одаренного мастера. Иван Дзюба, который ознакомился с экспозицией выставленных картин, созданных из обычной соломы, был поражен  увиденным. В его заметках впоследствии появится такая запись: «Когда идет речь об Александре Ферапонтовиче Саенко, в моей памяти, как и в памяти моих ровесников, всплывает лето 1962-го, когда в Киеве состоялась сенсационная выставка его произведений».

Промелькнут годы, и творчество Александра Саенко признают не только в Украине и на постсоветском пространстве. В конце 1990-х по случаю 100-летия со дня рождения имя талантливого художника-декоратора по постановлению и при участии ЮНЕСКО было занесено в список выдающихся деятелей культуры мира.

Александр Саенко «Семен Палий на коне», 1966-1967 гг.

Сегодня дело отца продолжает дочка Нина Саенко – художница декоративного искусства и внучка Леся Майданец-Саенко – художница декоративного текстиля. Произведения трех поколений семьи Саенко неоднократно экспонировались за рубежом, широко представлены в музее художника в городе Борзне Черниговской области, а также в иллюстрированных изданиях, одно из которых «Пам'ять роду. Епістолярії родини Саєнків. 1886-2020» номинировано на получение наивысшей государственной награды в гуманитарной сфере.

–  Нина Александровна, в этом году исполняется ровно двадцать пять лет, как был открыт в 1996 году Художественно-мемориальный музей «Усадьба народного художника Украины Александра Саенко». Если подытожить проведенную работу по популяризации самобытного творчества Вашего отца, что удалось достичь на этой искусствоведческой ниве на протяжении десятилетий?

– Создать музей на территории усадьбы Саенко была давнишней мечтой моего отца. Еще в 1960-е годы он обращался в органы власти в Чернигове и Киеве за поддержкой реализации этой идеи. Однако судилось мне лишь после отхода в вечность отца взяться за воплощение этого проекта в жизнь. На протяжении десяти лет пришлось убеждать власть в важности и необходимости создания уникального музея в Борзне, ремонтировать дом и обустроить территорию усадьбы, осуществить передачу семьей Саенко в подарок почти тысячи экспонатов и в конечном итоге выстроить замечательную экспозицию, которая воссоздавала художественную мемориальность новосозданного музея. 5 ноября 1996 года состоялось открытие Художественно-мемориального музея Александра Саенко. Это был настоящий праздник утверждения нас, украинцев, на своей земле, чествование исторической памяти украинского народа, культурного и художественного наследия. С тех пор на протяжении свыше двадцати лет активной творческой музейной жизни организовано огромное количество художественных акций, встреч при участии известных художников, поэтов, искусствоведов, творческой молодежи. Кроме того, значительные усилия приложены не только в сохранение, охрану и пополнение культурного и художественного наследия, но и также ее широкой презентации в художественных проектах в Украине и многих странах мира. Случилось так, что активное участие в становлении и развитии Музея на протяжении многих лет пришлось сочетать с искусствоведческим исследованием творческого наследия отца. По моей инициативе увидели мир десять научно-искусствоведческих, публицистических книг, в которых всесторонне отражено многогранное творчество Маэстро, а также художественной династии Саенко. В настоящее время Музей-усадьба Александра Саенко без преувеличения занимает главное место среди художественно-мемориальных музеев Украины.

Александр Саенко «Кий – основатель Киева», 1982 год

– Шевченковский национальный заповедник выдвинул книгу «Пам'ять роду. Епістолярії родини Саєнків. 1886-2020» на получение Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко в 2022 году. Расскажите, пожалуйста, об этом издании, которое входит в трилогию книг, приуроченную к 120-летию со дня рождения Александра Саенко.

–  Масштабная по своему содержанию и объему книга «Пам’ять роду» посвящена грядущим поколениям Украинцев, ведь в ней эпистолярное наследие семьи Александра Саенко открывает глубинные традиции его родословной в панорамном воссоздании жизни украинского народа. В книге представлен ход событий в историческом и культурно-художественном пространстве почти за полтора века.

Идея издать эту книгу родилась в конце 2016 года, когда возникла потребность упорядочить семейные письма. Читая их, меня буквально захватила стихия эпистолярного жанра, окунула в удивительный жизненный водоворот моих знаменитых представителей рода Саенко, по-настоящему мужественных людей, которые столько натерпелись в жизни, но сохранили достоинство и честь, были активными и сознательными созидателями национальной идеи и духовности. В действительности передо мной появились уникальные страницы украинской истории конца ХІХ – начала ХХІ веков с характерными признаками разных эпох и атмосферой тех времен: борьба за свободу и независимость, революции, войны, голодоморы, репрессии, чернобыльская трагедия и, в конечном итоге, как результат героического победного пути – становление и утверждение независимого Украинского Государства.

Среди эпистолярных материалов (свыше тысяч) я нашла редкие письма Александры Белозерской-Кулиш (Анны Барвинок), Петра Ге, Андроника Лазарчука, Василия Кричевского, Сергея Устименко, Михаила Дерегуса, Василия Касияна, Михаила Стельмаха, которые впервые напечатаны в книге, а также документы из архивов Украины и семьи Саенко.

Александр Саенко, Мария и Федор Примаченко, Василий Касиян, 1966 год

Издание «Пам’ять роду» является одной из самых весомых среди серии книг – «Золоте перевесло: Мистецька династія Саєнків у музеях України» и «Мистецькі традиції династії Саєнків у контексті української образотворчості ХХ – початку ХХІ століть» (2020-2021),  посвященных прославленному украинскому художнику Александру Саенко – моему отцу, чествованию памяти которого по случаю 120-летия со дня рождения отмечалось на государственном уровне по решению Верховной Рады Украины в 2019 г., в конечном итоге, и 25-летнего юбилея Художественно-мемориального музея-усадьбы Александра Саенко и 30-летия независимого Украинского Государства.

–  Из творческой биографии Александра Саенко известно, что весомую роль в его становлении как художника сыграли два ярких представителя монументально-декоративного направления в искусстве – Василий Кричевский и Михаил Бойчук. Как бы Вы оценили влияние этих выдающихся мастеров художественного дела на двадцатилетнего начинающего художника, которым на то время был Александр Саенко?

  Александр Саенко получил блестящее художественное образование. Учась в Императорском училище глухонемых в Петербурге, впервые овладел основами изобразительного мастерства. После окончания училища, юноша посещал художественную студию Андроника Лазарчука, воспитанника Петербуржской академии искусств. Усвоив основы классической реалистической живописи, тянулся также и к народному искусству, интерпретации украинского орнамента.

Александр Саенко, 1977 год

В 1917 году Александр поступает в Киевское художественное училище, где настойчиво учится, изучает рисунок, пишет натюрморты. Однако события гражданской войны вынуждают юношу вернуться домой.

Осенью  1918 года Александр Саенко получил письмо от брата Николая: «Учора від Чернігова до Києва їхав разом з професором Академії мистецтва Бойчуком. Сей Бойчук розповідав про Миргородський художньо-промисловий інститут, ректором якого призначений Василь Григорович Кричевський. Бойчук про Кричевського відзивається з великою похвалою як про людину, яка так глибоко любить орнамент, і разом з тим його розбирає. Від сеї школи, коли на чолі стоятиме Василь Кричевський, він сподівається «великого». Александр, прочитав это, не колеблясь, едет в Миргород. Василий Кричевский, просмотрев опытным глазом педагога работы, выполненные маслом, рисунки и орнаментальные мотивы, выполненные соломой и карандашом, оценил самобытность юноши, его ориентацию на источники народного искусства, ходатайствовал перед опекунским советом о разрешении сдавать экзамены в институт.

Учась у Василия Кричевского, посещая его лекции по народному творчеству, композиции, орнаментике, юноша в то же время овладевал на профессиональной основе техниками гончарства и ковроткачества. Как утверждал сам Саенко, профессор открыл для него науку об украинском народном искусстве. С тех пор  Александр считает профессора Василия Кричевского своим учителем и наставником, с любовью и уважением вспоминал его на протяжении творческой жизни.

Александр Саенко «Дума о хлебе», 1973 год

Но опять же, из-за обострения военных событий гражданской войны  Василий Кричевский и Александр Саенко покидают Миргород.

Осенью  1919 году Александр едет в Межигорский керамический техникум, где группа творческой молодежи под руководством профессора Бойчука изготовляла замечательную посуду с народными орнаментами. На протяжении нескольких месяцев Саенко работал на гончарном кругу в Межигорской керамической мастерской под руководством  Василия Седляра. С тех пор остались в семейной коллекции и Национального музея украинского народного декоративного искусства керамическая скульптура и декоративные тарелки и пласты.

Летом  1920 году Василий Кричевский пригласил Александра Саенко на учебу в Украинскую академию искусства, в стенах которой в то время формировались художественные кадры, которым надлежало воссоздать реалии новых времен.

Александр Саенко «Иван Сирко», 1967 год

Создание монументально-декоративных росписей, панно, плакатов, скульптурных и графических образов, проектов художественного решения интерьеров стало для художников творческой лабораторией по формированию нового национального художественного стиля. Среди творческой молодежи, чувствительной к новым сдвигам и вызовам, главное место принадлежит Александру Саенко,  художнику с природным чувством национального самосознания, способному на должном уровне сочетать профессиональное виденье с народной культурой. Под руководством выдающихся художников, профессоров Украинской академии искусств Михаила Бойчука и Василия Кричевского, настроенных на создание синтетического национального стиля, творчески переосмыслил достижение национального и мирового искусства, представил собственный неповторимый саенковский стиль в монументально-декоративном искусстве.

–  Одними из почитателей художественного творчества Александра Саенко были прозаик Михаил Стельмах и драматург Александр Корнейчук. Какие у Вас остались воспоминания об этих личностях? Какие именно произведения Александра Саенко им пришлись по душе?

–  Встречи и общения с Михаилом Стельмахом были памятными и незабываемыми. Меня пленяли его доброта, чуткость, деликатность, человечность. И голос был мягким, нежным, а его слова, как песня, глубоко западали в душу. Писатель больше внимательно слушал людей, но когда говорил, все замолкали и слушали лишь его проницательное слово. Первая встреча писателя и художника состоялась на персональной выставке произведений Александра Саенко в 1962 году. На торжественном открытии Михаил Стельмах произнес поздравительное слово, в котором с восторгом говорил об искусстве Саенко.

Александр Саенко «Казак Мамай», 1956 год

С Александром Евдокимовичем Корнейчуком Александр Саенко также впервые встретился на своей персональной выставке в Национальном музее Т.Г. Шевченко в 1967 году. Тронут историей жизни и произведениями художника, драматург долго почтительно жал руку Александра Саенко, а в завершение встречи подарил свою книгу «Над Дніпром» с дарственной надписью: «Щасливий гаряче поздоровити Вас, Олександре Ферапонтовичу, з блискучими творами Вашого могутнього таланту. Олександр Корнійчук». Позже, узнав, что Александр Евдокимович имеет коллекцию художественных произведений, Александр Саенко подарил свое произведение «Казак Мамай – народный герой поет украинскую думу», выполненное в 1928 году в технике мозаики соломой. Впоследствии эта работа была передана в Центральный музей-архив литературы и искусства Украины. В настоящее время монументальное панно «Казак Мамай» Александра Саенко считается шедевром мирового искусства.

–  По мнению отечественных искусствоведов, особенное место в творческом наследии Александра Саенко занимает Шевченковская тематика. Можете вспомнить, какие у Александра Ферапонтовича были любимые стихи Шевченко и как эти поэтические образы, созданные гением, воплотились в его художественной наработке?

–  Творчество Александра Саенко развивалось под воздействием поэтического, прозаического, эпистолярного и художественного наследия Тараса Шевченко. Образ Шевченко всегда оставался сквозной темой в наработке художника – серия портретов поэта зарождалась в 20-е годы ХХ века еще в стенах Украинской академии искусства и прошла через всю  его творческую жизнь.

Александр Саенко «Реве та стоне Дніпр широкий», 1965 год

Среди любимых поэтических произведений Тараса Шевченко, которыми вдохновлялся Александр Саенко в своем творчестве, – «Реве та стогне Дніпр широкий» (Причинна, 1837), «На розпутті кобзар сидить / Та на кобзі грає» («Тарасова ніч», 1838), «Думи мої, думи мої», 1939, (портретные образы Кобзаря); «Як умру, то поховайте…» («Заповіт», 1845); «Мені тринадцятий минало, / Я пас ягнята за селом» (1847), «Орися ж ти моя ниво, долом та горою!» («Не нарікаю я на Бога», 1860), (тема украинского села); «Слава не поляже». «Співай же їм, мій голубе, / Про Січ, про могили» («До Основ’яненка», 1839), «Аж до Межигорського Спаса / Потанцював сивий» («Чернець», 1847) (тема казачества); «Пішла селом, плаче Катерина» («Катерина», 1838).

Обращение Александра Саенко к Шевченковской теме определено и личным знакомством с Александрой Белозерской-Кулиш (Анной Барвинок). Ее воспоминания о свадьбе с Пантелеймоном Кулишем, где Шевченко был старшим боярином, и его встречи с Виктором Белозерским и Виктором Забилой воссозданы  в живописной серии Саенко «Пребывание Тараса Шевченко на Борзнянщине» (1938-1947).

В масштабном издании Пам'ять роду. Епістолярії родини Саєнків.1886-2020». впервые напечатаны письма Александры Белозерской-Кулиш к Ферапонту Саенко (17 писем).

Василий Кричевский с дочкой и Александром Саенко, 1926 год.

– Кроме Шевченкианы, Александр Саенко неоднократно обращался к отображению казацких времен. Наверное, нужно было иметь гражданскую смелость изображать на картинах запорожцев, ведь в стране, где господствовала марксистско-ленинская идеология, очень легко могли обвинить в украинском национализме.

–  Весомой в художественном наследии художника является серия произведений, посвященная освободительному казацкому движению, борьбе украинского народа за свободу и независимость, выдающимся вожакам его героических побед, - «Вшанування запорожців» (фреска, 1920), «Запорозька Січ» (1921), «Запорожець» (1928), «Семен Палій», «Семен Палій на коні» (1966-1967), «Іван Сірко (1967), «Гомін, гомін по діброві» (соавтор Н. Саенко, 1984).  В образах полководцев Ивана Сирко и Семена Палия художник, наследует принципы старинной украинской парсуны, показывает сильные характеры полководцев вольнолюбивого украинского казачества, воспетого в думах и исторических песнях.

Бывали времена, когда Александра Саенко обвиняли не только за историческую тематику его произведений, но и за золото соломы и сине-голубой цвет фона его произведений. Но художник оставался патриотом, украинцем в творчестве и жизни, верным принципам украинского культурного возрождения, наставлениям уважаемых педагогов Украинской академии искусства.

–  Как здесь не вспомнить первый в украинской литературе исторический роман «Чорна рада» Пантелеймона Кулиша, к которому семья Саенко имела непосредственное отношение. Ведь в усадьбе, где сейчас расположен художественно-мемориальный музей в Борзне, провела последние годы своей жизни его жена – Анна Барвинок.

–  Семья Саенко не только знала и уважала выдающегося деятеля в истории украинской культуры Пантелеймона Кулиша, но и зачитывалось его произведениями, ведь в библиотеке семьи Саенко были собраны почти все издания произведений писателя.

Мой отец воспитывал меня в глубоком уважении к Пантелеймону Кулишу и Анне Барвинок, делился воспоминаниями о встречах с писательницей и его благотворительницей, доброй приятельницей семьи, которая часто останавливалась и жила в доме Саенко. Когда мне исполнилось десять лет, впервые повел в августовский день святого Пантелеймона на могилу Кулиша и Белозерских.

А теперь судилось мне приобщиться к утверждению лучезарных имен в национальной культуре – Пантелеймона Кулиша, Анны Барвинок, Александра Саенко, а в день чествования памяти выдающегося украинца Пантелеймона Кулиша по случаю 200-летия со дня рождения подарить произведения Александра Саенко Музею-заповеднику «Ганнина пустинь» в Мотроновке и  возложить на святые могилы цветы – украинские подсолнухи.

При создании цикла «Казачество» Александр Саенко активно пользовался литературным наследием писателя, перечитывал произведения, среди которых настольной книгой был роман «Чорна рада», вдохновляясь историческими событиями и героическими подвигами, воссозданными в них, которые еще с детства оставили глубокий след в его душе.

–  Произведения Александра Саенко, Ваши и внучки Леси Майданец-Саенко регулярно выставлялись на разных континентах земного шара и имели позитивный резонанс. Можно ли в этом видеть интеграцию национального искусства в мировое, о чем мечтали в 1920-х талантливые художники украинского Ренессанса?

 – Еще в 1920-х годах педагоги, профессоры  Украинской академии искусства считали важной предпосылкой своей успешной работы в связях с зарубежными художественными организациями, в установлении непосредственных контактов со специалистами, изучении их опыта, овладении новыми техниками и сопоставлении собственных достижений с достижениями культуры западных стран. В частности, в 1926-1927-х годах профессоры Михаил Бойчук, Андрей Таран и руководитель Межигорского художественно-керамического техникума Василий Седляр посетили Германию, Францию, Италию, где знакомились с тенденциями развития современного зарубежного искусства, общались с коллегами по творчеству, а также презентовали украинское искусство.

Обогащенные впечатлениями художники, возвращаясь домой, были убеждены, что украинское искусство не уступает западному и, даже, опережает его в отрасли монументальной живописи.

Художественная традиция Саенко – это своеобразный посыл в будущее вечности украинского рода, когда призыв творческого выражения духа, чаяний народа нашего отзывается в новаторском самовыражении художника, направленном на пробуждение в чувствах, в восприятии новых поколений традиций культуры как гаранта и основы духовной государственности Украины.

Идея представления преемственности традиций художественного рода Саенко в контексте развития украинского монументально-декоративного искусства в наше время была успешно реализована на многочисленных акциях и художественных выставках в Украине и в пятнадцати странах мира на четырех континентах (Австралия, Бельгия, Великобритания, Греция, Канада, Германия, Польша, Россия, США,  Финляндия, Франция).

Тарас ГОЛОВКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ