Солистка Национальной оперы Украины, заслуженная артистка Украины Татьяна Кузьминова имеет за плечами уже двадцать сезонов на столичной сцене.
На долю меццо-сопрано чаще всего приходятся партии героико-драматического склада, персонажи эти сильны духом и умеют подчинять себе обстоятельства. Да и певиц с настоящим меццо всегда было несравненно меньше, чем, скажем, обладательниц беспечно-прекрасного лирико-колоратурного сопрано. В штате нашей Национальной оперы обычно — не больше семи-восьми активно поющих на сцене меццо-сопрано. К тому же спектакли, требующие участия меццо-сопрано в качестве главной героини, ставятся нечасто. Публика слишком привыкла к хрестоматийной паре «тенор- любовник плюс страдалица-сопрано». Но тем более достойны внимания певицы, обладающие истинным, природным меццо.
Татьяна Кузьминова поначалу мечтала стать драматической актрисой и даже окончила два курса театрального института. Но тяга к пению взяла свое, и предпочтение было отдано консерватории. В киевскую Оперу Татьяна пришла, когда там еще витал дух старых корифеев театра. Творческими руководителями коллектива тогда были главный дирижер Стефан Турчак и главный режиссер Дмитрий Смолич. На первом прослушивании в одном из классов театра Кузьминовой пришлось петь под рояль арию Вани из «Ивана Сусанина». В те годы эта опера еще шла на сцене, и молодой солистке вполне могли бы поручить эту партию (хотя в дальнейшем Кузьминова пела Ваню только на оркестровой репетиции, так и не успев войти в спектакль: вскоре его исключили из репертуара).
А впервые ступать на сцену нашего театра Татьяне довелось на открытом отборочном прослушивании. Тогда она пела романс Полины из «Пиковой дамы», а за пультом стоял сам Стефан Турчак. Так Кузьминова была зачислена в стажерскую группу театра, куда тогда же были приняты ее будущие коллеги Оксана Яценко и Николай Коваль. Вскоре состоялся и дебют. Первой партией Татьяны была небольшая партия Работницы в опере Георгия Майбороды «Арсенал». Молодая певица совсем не волновалась. Скорее ее переполняло ощущение счастья, удовольствия. Как известно, это один из признаков природного артистизма. Особое волнение — волнение мастера — приходит потом, когда уже не имеешь права занизить выставленную ранее высокую планку.
Впервые спеть в вердиевском «Реквиеме» Татьяне пришлось за рубежом, в Перпиньяне. В этом очаровательном городе на юге Франции регулярно проводится фестиваль «Музыка на море». В его рамках и проходило исполнение «Реквиема». Дирижировал Василий Синайский, а партию баса исполнял коллега Татьяны по киевской сцене — народный артист Украины Валентин Пивоваров. Этот случай по-своему показателен. Приглашение в Перпиньян было неожиданным — там требовалось срочно заменить заявленную ранее певицу. И если бы не эта приятная неожиданность, неизвестно, сколько бы пришлось ждать подобного случая в Киеве. К тому же, это был и отважный шаг — сразу петь только что выученную партию на престижном западноевропейском фестивале. Он лишний раз подтверждает, что наши певцы чрезвычайно трудолюбивы, всегда «держат форму» и у себя на родине могли бы быть востребованы в гораздо большей степени. Певица говорит, что впечатлений от того «Реквиема» ей хватит «на всю оставшуюся жизнь». Хотя впоследствии выступать за границей пришлось очень часто. Импресарио, пригласивший Татьяну Кузьминову в Перпиньян, ранее не был знаком с ее голосом. Но после успеха в «Реквиеме» он неоднократно приглашал ее для участия в другом фестивале — тоже во Франции, в Туре. На нем постоянно выступали Юрий Башмет, квартет имени Бородина и другие столь же высокочтимые музыканты. Татьяна, в частности, пела там Берту в «Севильском цирюльнике» Россини и участвовала в концерте с обязывающим названием «Золотые голоса».
Гастролируя за границей, нередко приходится сталкиваться с особыми изысками в оперных постановках. Однажды Татьяна Кузьминова пела партию Полины в «Пиковой даме» в Варшавской опере. В декорациях использовались живые деревья в кадках. Затем спектакль возили показывать в парижском Пале де Конгре. И тяжеловесные кадки с деревьями путешествовали в Париж вместе с труппой!
Почти экзотическим можно назвать одно из выступлений Татьяны Кузьминовой в «Реквиеме» Моцарта. Было это в испанском городе Нерха, неподалеку от Малаги. Тамошний концертный зал называется Куэва де Нерха, он расположен в пещере и сохраняет всю ее первозданную красоту. В нем около трех тысяч мест. На этой сцене выступали многие выдающиеся музыканты ХХ века, включая Рихтера и Ростроповича. В исполнении участвовали киевские солисты — Светлана Добронравова, Александр Дьяченко, Леонид Тищенко, а также хор басков и оркестр Болгарской филармонии под управлением Хосе Зенса. Такие интернациональные составы в высшей степени характерны для западных фестивалей. В дальнейшем с этим же хором Татьяне Кузьминовой пришлось петь в Туре «Маленькую мессу» Россини. На самом деле это отнюдь не «маленькое», а огромное и сложное произведение. Завершается оно большим номером Agnus Dei, который исполняет меццо-сопрано с хором. Перед концертом дирижер в классе захотел пройти с Татьяной это место. И вдруг оказалось, что в класс набилось огромное количество людей — это хористки (меццо-сопрано) из хора басков пришли послушать, с кем им придется петь. Таким ревностным и требовательным оказалось их отношение к музыке! Испытание прошло успешно, и с тех пор «синьора Татьяна» снискала искреннюю симпатию хора.
Сейчас Татьяне предстоит готовиться к возобновлению оперы Мусоргского «Хованщина» в Национальной опере. Ее снова ждет работа над партией Марфы, которая для каждой певицы становится этапной. Эту партию Кузьминова пела и здесь, и за границей. Возможно, сейчас мы вправе ждать нового ее прочтения. Жаль только, что в нашей постановке партия Марфы подверглась ощутимым сокращениям.
Это лишь несколько штрихов творческой биографии Татьяны Кузьминовой. Впрочем, лучший способ узнать побольше о певице — это приходить на ее спектакли. Надеюсь, наши читатели не преминут им воспользоваться.