Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тяжелый рок одесской оперы

Кому и почему не угодила «Турандот»?
22 июня, 2010 - 19:06
СКАНДАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ «ТУРАНДОТ» ВСЕ-ТАКИ СОСТОЯЛАСЬ / ФОТО ЮЛИИ ГОРОДЕЦКОЙ

Одесскому оперному в независимой Украине явно не везет. Сначала пора невыплат зарплат, потом 11-летняя реконструкция. Казалось бы, с окончанием ремонта и присвоением Национального статуса у театра все должно было наладиться. Но тут начались скандалы с руководством театра. В последние дни конфликтная ситуация в Одесском национальном академическом театре оперы и балета, несмотря на долгую историю, снова стала темой №1 в Одессе. Виной тому, как и год назад, скандал с премьерой — на этот раз с оперой «Турандот». И так же, как и год назад, в итоге уходит директор театра. Только если Сергея Проскурню долго просили уйти, то заявление об уходе его «сменщик» Анатолий Дуда подписал сам.

Скандал в Одесском оперном разразился вокруг кандидатуры на роль Турандот буквально за несколько дней до премьеры. Немецкий режиссер Кристиан фон Гетц выступал за Ольгу Сподареву, а фавориткой дирижера Александра Самуилэ стала Татьяна Анисимова. В результате роль досталась Анисимовой.

Премьера оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини на сцене Одесского оперного театра все-таки состоялась. Несмотря на все интриги, которые предшествовали премьере, постановка получила высокую оценку зрителей и критиков. После премьерного показа директор театра Анатолий Дуда и художественный руководитель, всемирно известный пианист Алексей Ботвинов сообщили прессе, что жемчужина и гордость Одессы — оказалась втянутой в многочисленные интриги, саботажи, с которыми творческим руководителям театра в одиночку не справиться. Алексей Ботвинов через несколько дней после этого сложил с себя полномочия.

— Я стал худруком, чтобы работать, — сказал Алексей Ботвинов. — Но есть некоторые люди, для которых главное не работа, а интриги и финансовые махинации. А театр — это не рынок.

Анатолий Дуда, который вскоре после Ботвинова подписал заявление об уходе, говорит, что теневое руководство театром осуществляет замдиректора Светлана Холденко.

— Накануне генеральной репетиции заместитель директора театра Светлана Холденко возглавила бунт в театре и возложила на себя полномочия директора: заменила состав актеров, задействованных в спектакле. Коллектив театра уверен, что помочь в борьбе с темными силами смогут лишь власти и общественность. На должность директора должен быть поставлен грамотный администратор, который справится с этой ситуацией. Моя задача — петь. И мне трудно разрываться между моим призванием и руководством, — рассказал Анатолий Дуда..

Руководитель первичной независимой профсоюзной организации Одесского национального театра оперы и балета Виталий Сивоглаз говорит, что Светлана Холденко — главный человек в театре.

— Холденко здесь с 2003 года. А в то время руководителей театра назначало областное управление культуры. И Холденко назначила руководитель управления культуры Надежда Бабич. И они вместе назначали и контролировали всех директоров. Поэтому стал неугоден Проскурня, который сразу стал мешать теневым схемам Холденко. Дуду и Проскурню просто столкнули лбами, использовав их коренную разницу в подходах к дальнейшему развитию театра.

На днях в Одессу на встречу с коллективом оперного прибыл министр культуры Украины Михаил Кулиняк, который сообщил, что конфликт в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета исчерпан.

— Директор театра Анатолий Дуда написал заявление об уходе. Новый руководитель театра будет назначен либо к концу текущего месяца, либо уже после каникул оперного, — заявил Михаил Кулиняк.

Он сообщил, что сейчас рассматриваются несколько кандидатур на должность директора. Однако озвучивать их имена министр отказался. По словам министра, сутью конфликта было противостояние по поводу управленческо-административных отношений.

Сама Светлана Холденко на встрече коллектива с министром не присутствовала, так как находилась на больничном. Кстати, из всех фигурантов конфликта только она не общается с прессой. Как сообщают источники в театре, новым руководителем может стать либо человек Холденко, либо Надежда Бабич. Пока исполняющим обязанности директора Одесского национального театра оперы и балета назначен Николай Криворучко, которого как раз и считают человеком Холденко.

А пока часть коллектива театра при помощи журналистов намерена обратиться к Президенту Украины с просьбой разобраться в конфликтной ситуации. По этому поводу пресс-агентство «Анонс» опубликовало открытое письмо к журналистам Одессы и области.

«Друзья и коллеги! Мы опять собираем подписи в поддержу прогрессивной линии развития Оперного театра. Давайте не допустим бывших в употреблении кишиневских постановок с их потрепанными декорациями и пронафталиненными костюмами. Это НАШ театр, городской, общий. Театр, в который, даст Бог, будут ходить наши дети, как ходили когда-то наши родители. Наш, хоть кто-то и думает о нем как о собственной вотчине. К сожалению, министр культуры Кулиняк поддержал хозяйственно-сантехническую линию развития Оперы. Что поделать — бывает. Новое письмо обращено к Президенту страны и премьер-министру, и все мы очень рассчитываем на благополучный исход дела», — говорится в открытом письме пресс-агенства «Анонс» к одесским журналистам.

Мнение по поводу нового руководства высказал всемирно известный пианист, уроженец Одессы и бывший худрук оперного Алексей Ботвинов.

«Мне сообщили о заседании коллегии в оперном под началом нового директора г-на Криворучко. Первое решение — поставить правильную, традиционную, «сказочную» Турандот. То есть — та, что прошла несколько раз при аншлагах и огромном зрительском успехе — «не наша». Сразу вспоминается советская пропаганда: «наши» — и буржуазные, «не наши». Враги, в общем. Значит, все потраченные деньги, усилия, огромная работа всего коллектива — на свалку.

А я-то знаю о чем речь идет! Эти разговоры г-жи Холденко о «традиционной, сказочной» постановке Турандот уже вылились в поистине потрясающее предложение — взять б\у декорации и костюмы из Кишиневского театра. Криворучко сказал, что заседание коллегии прошло «при невиданном энтузиазме» участников. Не сомневаюсь. Те, кто не пребывает в невиданном энтузиазме, из театра немедленно изгоняются. Кстати, на собрании против г-жи Холденко выступала Народная артистка балета Елена Барановская. У нее скоро бенефисный вечер, была выпущена красивая афиша, висела прямо перед театром. Так вот — сразу после выступления афиша была снята. Есть еще вопросы по свободе высказываний в нынешнем оперном?», — высказал свое мнение Алексей Ботвинов.

Богдан ДЫМОВСКИЙ, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ