Дабы пролить хоть немного света на сцены наших периферийных театров, Ростислав Коломиец привел примеры о положительном опыте работы с молодежью в Донецке, Николаеве и Тернополе. В свою очередь, художественный руководитель Тернопольского театра им. Т. Шевченко Михаил Форель, усилиями которого в городе на базе музучилища был открыт актерский факультет, а осенью прошлого года появился фестиваль «Тернопільські театральні вечори», пожаловался на катастрофическое отсутствие молодой квалифицированной режиссуры. При этом речь идет не о гениях, коих рождает природа, а о крепких ремесленниках, коих обязана воспитывать наша театральная академия.
Своим опытом работы как с молодыми, так и с корифеями, поделился генеральный директор и художественный руководитель Национального театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович. Столице неведомы многие проблемы, характерные для периферии. Киевским театрам приходится не искать, а отбиваться от актеров. Впрочем, молодые поехали бы и в провинцию, если бы там решались социальные (в первую очередь жилищная) проблемы. И если за творческий рост молодежи отвечают художественные руководители и главные режиссеры театров, то социальные проблемы целиком лежат на совести городских и областных руководителей. И если последние не питают уважения ни к Министерству культуры, ни к самой культуре, то ситуацию изменить трудно.
Увести разговор в русло вечных театральных проблем, которые предстоит решать молодым, попытался вдохновитель и директор международного театрального фестиваля-лаборатории «Мистецьке березілля» Сергей Проскурня. Невзирая на финансовые проблемы, которые постоянно сопровождают фестиваль и отбирают у него творческую энергию, Проскурня напомнил, что главная болевая точка любого театра — это проблема органики. И решать ее надо не огульно, не по-чиновничьи топорно, а с учетом местных условий и культурного колорита. Что касается болезненных социально-экономических вопросов, то директор «Мистецького березілля» поставил вопрос ребром. «Мы готовы работать еще больше, чтобы преодолеть все проблемы, мешающие развитию театра».
«Будем работать вместе», — заверил его новый министр культуры.