Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Убегаем вместе из... «DurDom»!

О том, как в настоящее время работает Донецкий театр в Мариуполе, а также о новинках в репертуаре
6 апреля, 2017 - 10:29
ФОТО ЛЬВА САНДАЛОВА

Это уже стало традицией — третий год подряд, весной, «отчитываться» в «Дне» о Мариупольском театре, единственном, работающем на подконтрольной Украине территории Донецкой области.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что он наконец сделал решительный шаг к обновлению и начал пользоваться там «окном возможностей», которое открылось для него в кризисной ситуации.

Еще в прошлом году было откорректировано его название — теперь это Донецкий областной академический драматический театр (г. Мариуполь). Орден «Знак Почета» канул в лету вместе со страной, которая его выдала, а вот откуда когда-то (очевидно, в 1970-х) взялся статус «российский», теперь уже не установить. По крайней мере, никаких документальных следов его присвоения в театре не нашлось — следовательно, и ликвидация этого статуса является не «притеснениями национальных меньшинств», а просто установлением юридического «статус-кво». Вновь назначенный главный режиссер Анатолий Левченко говорит, что предпочел бы также убрать из названия театра и определение «драматический»: мол, если такое заведение не только в городе, но и в области теперь одно, то оно должно быть мультижанровым и стремиться удовлетворять самые широкие эстетические запросы.

«ПОЛЗУЧАЯ УКРАИНИЗАЦИЯ»

Недавно директором художественным руководителем мариупольцев стал Владимир Кожевников. В сложной ситуации все же обошлись без «варягов»: и он, и главный режиссер работают в театре не первое десятилетие, поэтому их инновации основываются на знании коллектива изнутри.

Главная инновация — «ползучая украинизация», которую новое руководство старается осуществлять максимально корректно и взвешенно, но вместе с тем, настойчиво. К «Libertango» по пьесе Павла Арье «Слава героям», уже показанного в Киеве в прошлом сезоне, добавились «Коза-дереза» Николая Лысенко для самых маленьких (поют «наживо», и, похоже, это домашнее животное будет «кормить» театр долго и «калорийно») и «Сойчине крило» по Ивану Франко на малой сцене. Последняя работа — постановка молодого режиссера харьковской школы Евдокии Тихоновой (ценное приобретение для театра, удаленного от основных профессиональных кадровых «потоков»), вещь импрессионистско-символично-музыкальная по своим ритмам. Жанр спектакля можно было бы определить как «заколдованное рондо», и это совсем необычный опыт как для актеров Веры Шевцовой, Виктории Агафоновой, Артура Войцеховского, так и для зрителей.

Сам же главный режиссер представил премьеру, которая, вероятно, может считаться заключительной частью своеобразной трилогии о «прощании с совком», или, шире, «прощание с империей» — «DurDom» по открытой во времена перестройки, а ныне полузабытой пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора».

«ВСЕ ЖАНРЫ, КРОМЕ СКУЧНОГО»

В первой части «триптиха» — спектакле «С приветом, твои тараканы!» по пьесе Олега Богаева «Русская народная почта» — выведен герой, в жизни и сознании которого нет ничего индивидуального: только мифы советской пропаганды, герои советского кино, бодрые советские маршевые песни. Неповторимая, уникальная человеческая судьба оказалась превращенной в ничто, бесповоротно «вытесненной» социальными фантомами и идеологическими клише.

Во второй — «Слава героям» — не предусмотренное автором финальное безумие героини, внучки бойца УПА, расставило точки над «і»: вражда двух украинцев, которые оказались во время Второй мировой войны по разные стороны баррикад, должна умереть вместе с ними и не иметь продолжения в потомках.

В третьей же части нехитрый сюжет: сумасшедшие пациенты травятся украденным у персонала метиловым спиртом, который они приняли за пригодный для употребления, этиловый, — обрамлен такой насыщенной постмодерной игрой со словами-смыслами-ассоциациями-анекдотами-афоризмами (Ерофеев был большим мастером литературной эквилибристики), что с какого-то определенного момента чувствуешь себя, как будто внутри воспаленного мозга сумасшедшего, который лишен личных рефлексий и просто выдает «на ура» все увиденное и услышанное в течение жизни, причем в произвольных комбинациях — наподобие «генератора случайных чисел», которые являются базой для многих компьютерных игр.

...На сцене, оформленной в стиле минимализма, — трибуна с бюстиком Ленина и аутентичный парадный бархатный флаг с золотым шитьем (место действия перенесено режиссером, он же сценограф, из больничной палаты в «красный уголок»). Трибунал над очередным «предателем», обсуждение исторических и острополитических вопросов — привычный быт пациентов. И если в позднесоветские времена пьеса воспринималась как метафора «тюрьмы народов» (СССР — сумасшедший дом с ГУЛАГовскими порядками, насаждаемыми надзирателями-медперсоналом), то сегодня ее содержание кажется глубже. И врачи с санитарами, и больные в этом «Ноевом ковчеге» — такие же моральные оборотни, бездумные и напичканные социальными стереотипами и идеологическими клише. Поэтому появление в заведении — накануне 1 мая, в Вальпургиеву ночь — литератора-любителя и полудиссидента-алкоголика Левы Гуревича, в белых одеяниях-простынях и со стихотворными «проповедями» на устах (Александр Арутюнян), через которого и попадает к соседям по палате злосчастный спирт, становится таким себе вторым пришествием Спасителя. Он освобождает людей от коросты времени и общества, от которой можно избавиться лишь вместе с жизнью. В момент этого перехода сумасшедшие (действительно ли они были такими или просто поверили в навязанные им диагнозы и «обжились» внутри них?) становятся полностью нормальными — так высвобождаются их души.

...Прощание с прошлым, трезвый взгляд на него, поиск новых ориентиров — это не одноразовый акт, а длительный исторический процесс, который переживает вся Украина, а тем более — ее русифицированные территории. Для Мариуполя это — острая проблема. И свежая постановка Анатолия Левченко, в подзаголовке которой отмечено: «спектакль для умных», является отзывом на нее. Однако отзывом не конъюнктурным, а глубоко обдуманным — поэтому и почитатели словесных экзерсисов, и «сознательные граждане», и те, кто ожидает от театра эмоционального катарсиса, найдут здесь для себя пищу.

Конечно, «DurDom» — спектакль не для «кассы». Скорее — для фестивалей, которых ему можно искренне пожелать. Но и для спокойного, привычного развлечения-утешения в репертуаре театра также есть новинки — «Наполеон и Корсиканка» И. Губача в постановке Анжелики Добруновой.

«Все жанры, кроме скучного», — эта известная формула могла бы стать для мариупольского театра слоганом и ориентиром.

А дальше будет еще интереснее: для привлечения молодых режиссеров начинается соответствующая лаборатория, к тому же на осень, к открытию юбилейного сезона, анонсирована «Энеида». И слушая Левченко, который читает Котляревского внимательно и придирчиво, не доверяя хрестоматийным представлениям, уже можно себе представить, что это будет совсем необычное прочтение. Ожидаем!

Анна ЛИПКИВСКАЯ, театровед, Мариуполь — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ