Начну с того, что я не галичанка, а киевлянка, родившаяся в Краматорске (Донецкая область), имею там родственников и могу понимать, как живут и думают в этом регионе. А теперь о новом ощущении мира. В последнее время начинаю утро с Интернета — какие новости?.. Вместо привычного «как дела?» по телефону теперь спрашиваю: «У вас все живы, целы?..» Работаю на компьютере, слушая параллельно ритм боевых барабанов и стук брусчатки. Сначала было страшно, теперь тревожит тишина. Когда показала шестилетнему сыну видео разгона «стражами» порядка 1 декабря, ребенок сначала не верил, что это творится у нас, а потом достал две «волшебных палочки» Гарри Поттера: «Не бойся, мама, я тебя защищу, у них по одной палке, а у меня две...» На днях увидела маленьких мальчиков, которые бегали на улице, играя в войну, с криком: «Бегите, беркут!», как раньше играли в «наших и немцев». Дети все видят и чувствуют правдиво. А еще стена огня, которая всегда ассоциировалась с адом, вдруг стала защитой — от пуль, гранат и холода — для обеих сторон. Увидела фото «Парень в респираторе читает книгу на баррикаде» — новый образ студента на сессии. Кажется, что попал в какой-то антимир, кошмар, от которого не можешь проснуться, которого еще не придумали ни в драме абсурда, ни в фантастическом триллере...
СОБЫТИЯ, ЗАВЯЗКА, ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА, ПЕРИПЕТИИ...
Как мы дошли до такого и почему? Я попыталась взглянуть на ситуацию с точки зрения драматургии: события, завязка, предмет конфликта, перипетии... Конфликт возникает тогда, когда необходимо качественное изменение мира, и повернуть назад без радикального преобразования и переоценки однозначно не удастся. Когда расследуют авиакатастрофу, ищут, что это: ошибка пилота или конструктора, нападение террористов или удар молнии? Так что стало исходным событием? Ведь его можно определять по-разному. На поверхности — провал евроинтеграции, действительно, если самолет резко меняет курс, а затем приближается к катастрофе, возникает вопрос: пилот не справился с управлением или нас захватили террористы? Сваливать вину на возмущенных пассажиров — абсурдно, разве что в том, что доверились этим авиалиниям, но если мы попали в них без нашего согласия? Но отказ в подписании — был просто последней каплей. Может, этим событием стала экономическая блокада России? Действительно, «независима» ли страна, если таким образом можно резко менять курс на 180? Или настоящая причина — пресловутое «улучшение», которое коснулось очень узкого круга, а большинства — ухудшение во всех смыслах. Кстати, не только в Киеве или на Западе, я спрашивала у родственников из Донецкой области — у них не лучшие впечатления. Что касается современной драматургии — вообще геноцид. Уже четыре года запланированные средства на закупки пьес и переводов «тупо» исчезают. Когда сокращается финансирование на культуру, а повышается на милицию — это путь в пропасть.
Но я попыталась пойти дальше — исходное событие может быть и 1991 год, когда «мирно» появилось новое государство — без люстрации, без кардинальных изменений и реформ с кучей «совка» в головах и действиях. Если по-настоящему, то имеем квазинезависимую (если нашу политику могут разворачивать соседние государства), квазидемократическую (террор последних дней — этому яркое свидетельство) и даже квази-Украину. Если мы дожили до того, что за ношение государственной символики могут арестовать или избить, а при истязаниях «стражи» порядка заставляют петь гимн, насмехаясь, то встает вопрос — какие настоящие цвета нашего государства? И почему премьер-министр демонстративно отказывается выучить, как читаются украинские буквы, которые знает каждый шестилетний ребенок в Украине? И почему до сих пор стоят памятники Ленину, а рядом — жертвам Голодомора и репрессий? Друг с другом не сходится. Какая идеология нашего государства, есть ли она вообще?
И тогда становится понятнее «предмет конфликта» — какой быть нашей стране, наполнится ли она настоящим смыслом «независимой демократической Украины» или станет некой территорией без названия и перспективы, которую можно спокойно грабить и «зачищать», своеобразное «дикое поле»? Речь идет не о конкретных личностях, а о самой системе, в которой власть должна быть контролируемой и ответственной перед избирателями, а все четыре звена — независимыми друг от друга. Самоорганизация — основа гражданского общества. Может, попытка слить все в единую систему и вседозволенность и привели к этой катастрофе?
ВОПРОС, ЧТО ТАКОЕ НАШЕ ГОСУДАРСТВО И КАКИМ ЕМУ БЫТЬ, ОСОБЕННО ВОЛНУЕТ МОЛОДЕЖЬ — ДЕТЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И СВОБОДЫ
Думаю, этот вопрос, что такое наше государство и каким ему быть, особенно волнует молодежь — детей независимости и свободы. Именно они инициировали первый «романтический» Евромайдан. На мой взгляд, завязкой стала «кровавая елка». Когда я увидела, как десяток вооруженных мужиков бьют по голове девочку лет 18, а затем ногами добивают неподвижно лежащих ребят, я плакала от этой дикости и гнева. И за что, за поддержку действующей политики евроинтеграции? У нас на юность каждого поколения приходится своя революция, я принимала участие в «революции на граните» в 1990-м, потом была оранжевая, и, несмотря на понятные разочарования, мы гордились мирностю и победами. Традиция цивилизованного демократического сопротивления была разрушена в одну ночь. Возмущение за отношение как к рабам подняло сотни тысяч людей — не только молодежь, но и их родителей и дедов (чужих детей не бывает) — без никаких политиков. И я стала уважать киевлян, вышедших в защиту справедливости и достоинства, а не за деньги или из страха. Тогда у власти еще был шанс остановить этот кошмар — прежде всего, наказать виновных в этом зверстве. Когда же вместо этого начали арестовывать избитых студентов, продолжать избиения, процесс стал необратимым. Из романтической драма переросла в «черную», а затем в трагедию. Я противник насилия, но понимаю, что действие рождает противодействие, насилие — сопротивление, несправедливость — гнев. И классический закон перипетии: герои совершают поступки, которые приводят к противоположным результатам. Диалоги ни о чем, когда ни одно требование Майдана не было выполнено, наоборот, попытки власти решить все силовыми методами заострили конфликт до смертельного. Газ и гранаты, водометы и пули, камни и огонь, сотни раненых, десятки арестованных, замученные и убитые...
ТЕПЕРЬ НАША КАРТА НАПОМИНАЕТ КАРТУ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Но самое страшное — запуск вируса насилия, психологическое увечье — не только пострадавших, но и тех, кто начал получать кайф от издевательств и унижений. А еще страх и недоверие ко всем государственным институтам: «правоохранительным», судебным, даже медицинским заведениям, ведь за травму могут бросить в тюрьму. Законы, принятые 16 января, по которым могут арестовать за ношение маски, а пытки и убийства людей — безнаказанные, создают в Украине фантастический антимир, в котором невозможно жить. Данные законы и гибель людей «подожгли» почти всю страну. Теперь наша карта напоминает карту боевых действий. Наступило время раздела, сбрасывания настоящих масок путем... надевания масок — служебных у силовиков, марлевых у «титушек», театральных у протестующих писателей, балаклав у митингующих. Кто-то способен на риск ради свободы и достоинства, а кто-то продается за деньги, чтобы истязать людей. И когда взрослые мужчины с охраной и «неприкосновенностью», отдают приказы стрелять, бросают под камни или призывают идти под пули 18—20-летних ребят (хоть майдановцев, хоть солдат или курсантов) — у меня, как у матери мальчиков, это вызывает гнев и отвращение. Над всеми этими «законными методами» есть заповедь «не убий». Никакие должности не стоят жизни людей. Есть роль Христа и есть роли Иуды и Пилата...
Особое почтение всегда было к журналистам, медикам и священникам. Однако в нашей войне они оказались не только не защищенными, а первыми мишенями. Еще один яркий штрих — наш Минкульт не среагировал на вооруженное нападение на Союз писателей в Киеве или книжные магазины «Є» в Харькове, на арест и избиение студентов Университета им. Карпенко-Карого, которые снимали фильм, вместо этого стал угрожать запретом (!) Церкви, за то что, священники молятся... не в том месте. Это реально антимир. Помолитесь лучше, чтобы проклятье за провокацию и поддержку этой бойни не легло на семь поколений.
«ГОЛОСОМ НАРОДА ГОВОРИТ БОГ»!
В моей новогодней сказке «Путешествие в Виртуляндию», написанной в сентябре-октябре, которая ставилась во Дворце «Украина», по мнению многих, вышла образная притча о нашей ситуации. Мальчик попадает в виртуальную страну времени, которую захватили злые силы и попытались повернуть время вспять. Картины последних событий напоминают то времена фашистского нашествия, то гражданскую войну 1918-го, а то вообще Средневековье. Герои преодолевают реку Забвения, обходят ловушки и сеют зубы Дракона, из которых встает войско казаков. Оно освобождает страну, а короля Время возвращает к жизни мелодия флейты, сыгранная мальчиком. Надеюсь, что мы близки к кульминации и развязке и что в этой сказке я почувствовала не только начало катастрофы, но и «хеппи-энд». Дай Бог, чтобы это была та же «свободная независимая демократическая Украина», а не террор и гражданская война! И когда начинают искать, кто же является «автором» — власть, провокаторы, рука Москвы или Вашингтона, я предлагаю посмотреть выше. Автором является Бог, давший Украине это испытание почему-то и для чего-то. Чтобы стать Украиной или исчезнуть и рассеяться по миру? И еще стоит перед глазами плакат, который держал в руках погибший Сергей Нигоян: «Голосом народа говорит Бог!» Следует помнить это предостережение.