Напомним, «Клавдия Шульженко. Старинный вальс» — не первый спектакль Национального театра русской драмы им. Леси Украинки, посвященный жизни замечательных людей (постановки Ольги Гаврилюк об Эдит Пиаф и Александре Вертинском вот уже несколько лет с успехом идут на «Сцене под крышей»). Если учесть, что Клавдию Шульженко — популярную эстрадную певицу советской поры называли «нашей Пиаф» и «Вертинским в юбке» то, можно предположить, что серия спектаклей о легендарных личностях в Русской драме сложилась неспроста.
— Это совпадение, — говорит режиссер Ольга ГАВРИЛЮК. — Я никогда не мечтала ставить спектакли исключительно о великих мира сего. Хотя, не буду отрицать: книгами из серии «Жизнь замечательных людей» зачитывалась с детства. Судьба, время от времени, улыбается мне возможностью встречи с кумирами. Но ведь лучше иметь дело с великими, чем с посредственностями, правда?
Голос Клавдии Шульженко стал символом победы во Второй мировой войне. Существует немало легенд о том, как ее песни в буквальном смысле спасали человеческие жизни. Например, воспитательнице детсада с группой малышей зазвучавший из окопа «Синий платочек» помог найти ориентир и выбраться из окружения. Подбитый немцами летчик-бомбардировщик в решающий момент услышал по радио знакомый мотив шлягера «Мама» и, почувствовав небывалый прилив сил, пересек линию фронта и благополучно приземлился. Один фронтовик, отчаявшийся после страшного боя поднять изможденных солдат к новой атаке, закричал: «За синий платочек! Вперед!», — и все встали, как один...
«Давай закурим», «Прощай, любимый город», «Руки» — эти песни исполняли на фронте и в тылу, в военное и мирное время. Так в чем же феномен этой легендарной женщины?
— Клавдия Ивановна была, прежде всего, актрисой, — считает исполнительница роли Шульженко Ольга КОГУТ. — Взглядом, жестом она приковывала к себе внимание публики. Зрители внимали каждому ее вздоху, каждому повороту головы. Тот же «Синий платочек» ведь пели многие вокалисты, но в памяти поколений осталась именно Шульженко. Почему? Да потому что Клавдия Ивановна каждую свою песню исполняла, как монолог, исповедь, и этим завораживала слушателей. Она не любила петь под фонограмму, даже под записанный аккомпанемент («минусовку»). В этом я солидарна со своей героиней. Ведь если по-актерски проживаешь песню, каждый раз исполняешь ее по-новому. Существует момент импровизации: сейчас ты почувствовала что-то сильнее, или драматичнее. Или вдруг сегодня произошло событие, давшее тебе иной импульс, другую эмоцию, и вечером на спектакле возникла неожиданная пауза... Вот почему для меня так важно присутствие на сцене концертмейстера Вадима Аскевича. Все-таки, живая музыка на сцене — это особая атмосфера.
Творческую атмосферу создавали и художники — Алексей Вакарчук, Валентина Плавун, и специалисты по видеопроекции — Алексей Рабин и Андрей Рябин... Мы сообща открывали для себя эту личность. Хотелось рассказать зрителям больше интересных фактов из биографии певицы. Ведь Шульженко — это не только песни военных лет. Клавдия Ивановна прожила интересную жизнь. Была принципиальной. Никогда не подстраивалась под ситуацию, никогда не пела о Сталине и партии, хотя не раз могла за это поплатиться. Певица чудом избежала репрессий. Ее репертуар долгие годы подвергали жесткой цензуре, а она мечтала петь только о любви... Любила роскошь, и при этом в 50-летнем возрасте осталась одна в коммуналке — муж при разводе забрал все, даже квартиру. Незавидная ситуация, правда? Но Шульженко встретила еще одну любовь! С довоенного времени мужчина (младше ее на 11 лет) стал присылать открытки с комплиментами и теплыми пожеланиями. Клавдия Ивановна думала: очередной тайный воздыхатель. Лишь много лет спустя они случайно встретились, и закрутился бурный роман... Жаль, что всего невозможно уместить в один спектакль...
Много воды утекло с тех пор, когда пластинки Клавдии Шульженко были в каждом доме, когда ее голос ежедневно звучал в теле— и радиоэфире. Подросли поколения и вовсе не слышавшие имени Шульженко. Но создатели спектакля уверены — жизнь и творчество их героини затронут сердца современного зрителя.
— Клавдия Шульженко — это, прежде всего, песня души, сердца. А о чем поет сердце, душа? О любви. Нужна ли нам сегодня любовь? Да и вообще, есть ли такое время, в которое она не нужна?.. — задает риторический вопрос Ольга Гаврилюк. — Такие люди как Алексей Вертинский, Клавдия Шульженко, Марк Бернес остаются на века. Они пели о том, без чего мы ныне не можем существовать — о нежности, любви и одиночестве. О человеческой тоске по душевному теплу... Поэтому их песни актуальны и сегодня.