Обераммергау — один из самых прекрасных курортных городов баварских Альп с хрустальным горным воздухом, неповторимой архитектурой, огромным количеством и фантастическим разнообразием цветов, необычным для Европы полным отсутствием какой-либо производственной инфраструктуры. Здесь живет немного больше трех тысяч человек, отдыхает на несколько порядков больше. Одним словом, город полностью отдан отдыхающим, которых курорт привлекает, в первую очередь, тишиной и природными красотами. А еще славится этот город, недалеко от которого баварский король с трагической судьбой Людвиг II построил одну из резиденций (баварский Версаль), своими Пассионариями (театрализованными мистериями крестного хода), которые вот уже почти 400 лет каждое десятилетие проводятся в Обераммергау, как благодарность Богу за отведенные от города беды Тридцатилетней войны и страшного мора, охватившего средневековую Европу. По рассказам Обераммергау спасла большая набожность местных жителей.
В театрализованной форме воспроизводятся во всей исторической достоверности последняя неделя жизни и последний земной путь Христа. Собственно, именно эти Пассионарии вот уже 400 лет делают Обераммергау одним из самых знаменитых мест Баварии. С этой целью здесь немного более 100 лет назад был построен еще и уникальный театр на 4,5 тысячи мест с частично открытой сценой, чтобы под открытым небом осуществлять при участии местных жителей, а подавляющее их большинство традиционно уже много веков занимается деревянной резьбой церковной скульптуры для европейских католических храмов, грандиозный театрализованный показ действа страстного Христова пути, текст и музыка к которому были написан местными авторами еще в восемнадцатом веке.
В промежутках между показом Пассионарий театр каждое лето принимает драматические и музыкальные коллективы, которые охотно здесь выступают, обогащая культурную программу альпийского курортного центра. Учитывая то, что этот год особенный для Германии — здесь широко отмечают 200-летие Баварского королевства, возникшего в перипетиях Наполеоновских войн, — в праздничную программу были включены и выступления в Обераммергау Национальной оперы Украины — хорошо известной в Германии вот уже более чем 15 летними ежегодными гастролями, организованными концертным агентством «Ландграф».
Киевскую оперную труппу пригласили показать в сентябре один из лучших спектаклей репертуара —«Кармен» Ж. Бизе. Уже после первого дня гастролей «Мюнхенский курьер» восторженно написал, что 200 украинских артистов «привезли в Альпы настоящую Севилью, подарили зрителям встречу с оперным спектаклем, который мог бы сделать честь любому театру».
Эти гастроли происходили в несколько экстремальных условиях. Дело в том, что погода в Альпах довольно переменчивая, особенно осенью, поэтому монтирование декораций и репетиции проходили в перерывах между холодным дождем. Первый спектакль прошел на открытой сцене. Некоторые зрители, зная условия своего театрального помещения, запаслись свитерами и плащами, кое-кто прихватил еще и пледы, а вот артистам пришлось нелегко (костюмы шились «на горячую Севилью»). Спасала исполнителей динамичная энергетика спектакля, которую ей придал дирижерский пульс маэстро Владимира Кожухаря, мастерство которого в заключительной статье о наших гастролях музыкальный обозреватель газеты «Garmisch Partenkirchner tagblatt» назвал «вершинным» как и «творческую самоотдачу каждого исполнителя, в первую очередь, Татьяны Анисимовой, которая с виртуозным вокальным и артистическим блеском передала характер свободолюбивой Кармен, вызывая восторг публики своим красивым, гибким и выразительным сопрано, особенно в верхнем регистре». Можно было только гордиться певицей, которая в довольно сложных условиях не снизила своего высокого исполнительского уровня, заявленного и на родной сцене, и в ряде предыдущих гастрольных выступлений. Она провела первый спектакль с полной творческой отдачей, сделав прекрасный запев к гастролям. В значительной степени это передалось и другим участникам гастролей, в частности, исполнителям партий Хосе (Андрею Романенко), Ескамильо (Николаю Ковалю), Микаэллы (Лилии Гревцовой), которым удалось завязать драматургическую канву представления в яркое психологическое действо, подарив зрителям высокий уровень не только вокала, но и артистической игры, раскрытия музыкальной драматургии оперы Бизе.
В следующих двух спектаклях, которые, как и первый, продемонстрировали творческий уровень коллектива, в первую очередь, хора, исполнительский уровень которого покорил немецких зрителей (уместно сказать — хорошо разбирающихся в оперном искусстве). Наши певцы продемонстрировали органическое умение сочетать полифоническое плетение вокального исполнения с артистической игрой, которая не уступает мастерству артистов драматических театров, особенно женской части исполнителей в первом действии, где певицы создали яркую сцену жизни табачниц, подчеркнув социально-психологические истоки характера Кармен и событий, всколыхнувших Севилью...
С полной уверенностью можно говорить и об успехе творческого состава второго спектакля. Татьяна Пименова (Кармен) порадовала требовательную публику. У певицы прекрасный голос, тембральная его яркость, гибкость и выразительность французского слова придавали партии в ее исполнении шарм и психологизм. Хотя ее Кармен несколько более сдержанная по характеру, чем созданная Татьяной Анисимовой, в ней чувствуется глубинность внутренних противоречий неординарной героини, которой постоянно движет не прагматизм, а зов пламенного сердца.
Шквал аплодисментов у публики вызвало исполнение Ольгой Нагорной партии Микаэллы. Голос певицы, насыщенность тембра стала настоящим украшением спектакля. Любители оперы в Обераммергау познакомились также с исполнительским искусством Валерия Бендерова (Хосе), Николая Коваля, Владимира Опенько (Эскамильо), Петра Приймака, Геннадия Ващенко (Данкайро), Василия Калибабюка, Олега Сычова (Цунига), Сергея Пащенко (Ремондадо), прекрасным дуэтом подруг Кармен Фраскиты и Мерседес в исполнении Оксаны Терещенко, Светланы Годлевской и Елены Клейн. Отдельно хочется сказать о детском хоре (его руководитель Наида Зайцева), который органично и по-взрослому серьезно исполнил свои фрагменты, вписавшись в спектакль.
Эти гастроли дали возможность зарубежным зрителям познакомиться с украинскими вокалистами, с разной трактовкой одного и того же образа, а это позволяет театру шире представлять не только высокий уровень труппы, но и широту творческого потенциала и возможность реализовать на наивысшем уровне свои творческие проекты. Ведь постановка «Кармен» — шедевра французской великой оперы, возможна при условии наличия первоклассных сопрано, меццо-сопрано, драматических теноров, баритонов. Как раз это и продемонстрировала Киевская опера в альпийском Оберамменгау.
Выступления Национальной оперы Украины, искусство которой все больше интегрируется в европейский культурный процесс (о чем свидетельствует приглашение участвовать в программе празднования 200-летия Баварского королевства) прошли с большим успехом. Показ «Кармен» в Обераммергау не только расширил уже достаточно наполненную гастрольную карту театра, но и обогатил палитру осенней культурной жизни Германии.