Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский Берлин: падения и взлеты

2 апреля, 2020 - 09:58
ДОМ С ТРИЗУБОМ

ИСТОРИЯ

Уже в начале прошлого века в Берлине преобладал глубоко знакомый нам процесс: наши соотечественники приезжали в Германию на заработки сотнями тысяч. Организованные формы украинское сообщество приобрело с началом лихолетья, когда во время Первой мировой войны появились лагеря военнопленных. Так, в одном из таких лагерей в Винсдорфе под Берлином со временем сформировалась «Украинская община», объединявшая около 70 членов. Усилиями организации были организованы драматический кружок и библиотека, велись курсы украиноведения, а также технические и сельскохозяйственные курсы. Но настоящий расцвет начался — к сожалению, не от хорошей жизни — после большевистской революции и гражданской войны. Вместе с такими известными личностями, как Владимир Винниченко и гетман Павел Скоропадский, в Германию выехали десятки тысяч украинцев всех слоев — от крестьян и солдат до интеллектуалов и высших офицеров. В 1920-х годах Берлин стал настоящим центром диаспорной жизни. Здесь работали издательства, в частности — «Українське слово», издавались газеты, журналы ( «Літопис», «Політика», «Український прапор», «Українська молодь»), книги (самые заметные издания — словари Гринченко и Уманца, «Слов’янський світ» Д. Дорошенко, художественная монография об Архипенко). Благодаря содействию Скоропадского в 1926 официально открылся Украинский научный институт с четырьмя исследовательскими кафедрами. Огромное количество активно действующих общественных организаций: Национальный совет украинских женщин, Союз украинских старшин, Союз студентов-украинцев, Союз объединенных общественных и благотворительных организаций в Германии, Комитет помощи голодающим на Украине, которые занимались всеми аспектами жизни соотечественников за рубежом.

В общем, в Берлине в разное время бывали и творили Леся Украинка, Богдан Лепкий, Лев Квитко, Мыкола Хвыльовый, Остап Вишня, Александр Довженко, Александр Архипенко. Особенно интересна судьба киевской актрисы Анны СТЕН (Анна Петровна Фесак), которая после съемок в ведущей немецкой кинокомпании UFA обрела славу звезды европейского кинематографа и позже была приглашена работать в Голливуд.

Отдельно следует сказать о Винниченко. В 1920-х он жил в Целендорфе — богатом озерами зеленом пригороде Берлина. Он стал настоящей литературной знаменитостью в Веймарской республике далеко за пределами национальной общины. Его пьесы «Брехня», «Черна Пантера і Білій Ведмідь», «Закон», «Гріх», романы «Честність із собою», «Записки кирпатого Мефістофеля», утопия «Сонячна машина» переводились на немецкий и пользовались большим успех. По пьесам шли десятки спектаклей как в театрах Германии, так и на сценах других европейских стран. Ту же «Брехню» играли в берлинских театрах — в частности в «Фольксбюне» — более 60 раз, а «Черну Пантеру» экранизировали в 1922.

Так же отдельного рассказа заслуживает личность Блаженнейшего о. Петра Вергуна. Рукоположенный в 1927 самым митрополитом Андреем Шептицким, он был назначен священником Украинской греко-католической церкви в Берлине. Много работал над объединением украинцев и помогал общине. Он оставался в городе до последнего — известно, что при наступлении советских войск в 1945 году на Берлин ему предлагали бежать, но он ответил, что останется в Берлине, пока здесь будут украинцы, которые нуждаются в его пастырской помощи. Вергун был арестован НКВД и умер после пыток и годов заключения в лагере ГУЛАГе в 1957 году.

На проповеди в церкви Святой Ядвиги в марте 2012 глава Украинской греко-католической церкви о. Святослав (Шевчук) отметил:

«Мы сегодня молимся в том же храме, где молился блаженный священномученик Петр Вергун. И как раз в феврале этого года мы входим в 55-ю годовщину со дня его мученической смерти...

Здесь, в этом храме, отец Петр Вергун спрашивал у Господа Бога, что он должен делать, как он должен действовать, как он дальше служить Ему. Вспомним, что в то время город Берлин не был тем местом, куда все хотели приехать, наоборот, из Берлина все бежали, спасая свою жизнь. И, очевидно, в этом храме он понял, кто он и каковы его задачи. В то время, когда все бежали, он остался. В то время, когда все думали только о себе, он думал о жизни тех людей, к которым послал его Господь Бог как единственного пастыря, единственного утешителя, единственного проводника в Царство Небес.

На мой взгляд, личность блаженного священномученика Петра является большим сокровищем для Украинского экзархата в Германии, является надежной основой, которая дает нам веру в то, что мы здесь сможем построить нашу общественную и церковную жизнь. Он и сегодня обращается к нам: «Именно там нуждается в нас Господь, туда нас зовет, где сегодня, возможно, тяжелее всего, сложнее всего /.../ не пренебрегайте своей верой, не перенебрегайте своей ответственностью за тот великий дар, который передала вам ваша мать Украина, ваша мать Церковь». Не чурайтесь быть христианами в этом непостоянном, изменчивом мире... Ставьте в своей жизни Бога на первое место, а остальное — на свое место, и мы вместе сможем действительно построить наше будущее и в Украине, и в объединенной Европе. Пусть блаженный священномученик Петр, сегодня присутствующий среди нас, в его храме, будет нашим защитником и молится перед престолом Всевышнего за каждого из вас».

*  *  *

Есть в городе и особенно важная для нас достопримечательность. В 1923 одним украинским предпринимателем был куплен дом, который стал центром украинства в Берлине, пока он известен как «Дом с тризубом». Здесь находились, кроме других, бюро украинской пресс- службы ОУН и центральная управа ОУН — именно поэтому и появился тризуб на углу дома, который там и сегодня. Здание служило прибежищем для многих украинцев в межвоенное время.

К сожалению, это диаспорное Эльдорадо вскоре прекратило существование: сначала Германию поразила эпидемия нацизма — национальные организации были разгромлены или поставлены на службу режиму, многие активные деятели оказалось в тюрьмах или концлагерях, потом пришли война и советская оккупация. Из-за раздела на оккупационные зоны и возведения Стены значение Берлина как зарубежной столицы украинства было нивелировано до падения коммунизма. Многие деятели диаспоры переехали или в Мюнхен, или оставили Германию.

Конечно, в Берлине обозначены некоторые места украинской памяти. С 2010 перед «Домом с тризубом» каждую осень проходит акция «Зажги свечу памяти» в честь памяти жертв Голодомора. Так же в 2010 на доме, в котором находилась клиника Бергмана, где лечилась Леся Украинка, открыта памятная доска. Регулярно возлагают цветы и к доске, открытой в 2004 году в память о замученных украинцах в концентрационном лагере Заксенхаузен. Работники дипломатической службы собираются в День дипломатического работника на могиле посла Украины Николая Порше (1919—1922). Доску памяти о Блаженнейшем о. Петре Вергуне можно найти в церкви св. Ядвиги. Также существует памятная доска режиссеру Александру Довженко на доме, где он раньше жил. Однако, к сожалению, никак не обозначен дом на Папельалее, 60/61, где о. Вергун служил службы в начале своего пребывания в Берлине.

СОВРЕМЕННОСТЬ

После падения Стены украинская диаспора начала быстро расти. Причина, как и в начале прошлого века, — экономическая; люди ищут лучшей доли, бегут от экономических проблем. И хотя украинство в Берлине сейчас гораздо более разбросано и атомизировано, не так заметно в мультиэтнических и многолюдном пейзаже огромного мегаполиса, все же оно остается важным фактором общественной и культурной жизни, в первую очередь на уровне ярких личностей. Со многими из них я знаком как корреспондент «Дня». В частности, с выпускницей магистерских исследований по специальности Public History Института им. Фридриха Майнеке Свободного университета Берлина, координатором Украинского киноклуба в Берлине Александрой Бинерт. Она основала киноклуб в 2009, провела там множество сеансов, на которые приходит, в том числе, много немцев, которые таким образом узнают о нашей стране.

МАРИНА БОНДАС-СКРИПАЧКА — ВОЛОНТЕРКА И УКРАИНСКАЯ ПАТРИОТКА

 

Марина БОНДАС, скрипачка радиосимфоничного оркестра Берлина, родилась в Киеве в 1979 году, в музыкальной семье. В Германии живет с 1993, училась в консерваториях в Вюрцбурге и в Берлине. С началом российской военной агрессии как волонтер ездит в прифронтовую зону, является инициатором проекта «Музыка спасает» и соучредителем немецкого благотворительного проекта Hearts For Ukraine, сотрудничает с немецкой общественной организацией Ukraine-Hilfe Berlin e. V. Главное направление ее волонтерства — проведение летних лагерей в Германии для детей из городов на линии разграничения. Имеет награду — юбилейную медаль «25 лет независимости Украины». Как сказала мне сама Марина:

— Когда мы выезжали в 1990-х — поставили крест, как многие эмигранты. Украина для нас была не матерью, а мачехой, и своей я там никогда не чувствовала себя. В Германии я тоже чужая, но меня здесь приняли, мне дали шанс, которого у меня не было раньше. Но после Майдана, и особенно в апреле 2014-го, когда я приехала в Украину впервые после эмиграции, у меня был просто культурный шок в хорошем смысле. Потому что я почувствовала себя в Киеве не «как дома», а просто дома. Сама не ожидала. Благодаря Майдану я нашла Родину. Я почувствовала свои корни, почувствовала, что это моя Родина — причем не только то, что я ее люблю, а Родина воспринимает меня как свою, что общество воспринимает меня как свою. Это очень важный фактор, благодаря которому страна выберется: люди объединились, вышли.

Так же активна в патриотизме Илона ВОВЧИК — дизайнер, иллюстратор, мастер кинематографических миниатюр. Родилась в 1971 в Днипре, окончила Днепропетровское художественное училище (ныне — Днепропетровский театрально-художественный колледж). Училась в харьковской госакадемии дизайна и искусств. В 1996 переехала в Германию, где работает миниатюристкой и художницей в киноиндустрии. Среди самых известных проектов с ее участием — «Бесславные ублюдки» (режиссер — Квентин Тарантино, 2009), «10000 до нашей эры» и «Аноним» (оба — Роланд Эммерих, 2006 и 2010) и, конечно, «Гранд-отель Будапешт «(Уэс Андерсон, 2013), удостоен Гран-при Берлинского фестиваля и четырех «Оскаров», в том числе за работу художника-постановщика. Илона — волонтер, убежденная патриотка и просто яркий, харизматичный человек, буквально заражающий своей энергией; сама она по этому поводу замечает: «Я так с детства. Возможно, ответ в том, что я делаю только то, что люблю: работу люблю, Украину очень сильно люблю. Как это ни пафосно звучит, но источник энергии — любовь к тому, что ты делаешь».

Одна из ведущих эссеисток и писательниц Германии Екатерина ПЕТРОВСКАЯ живет в Берлине с 1999 года. Родилась она в Киеве, в семье киевского литератора и краеведа Мирона Петровского. Окончила филологический факультет Тартуского государственного университета. Как свободная журналистка работала для радио «Мульти-культи», «Немецкая волна», «Свобода», RBB и WDR. Пишет для различных украинских и немецких изданий. Летом 2013-го на фестивале «Дни немецкоязычной литературы» (г. Клагенфурт) Екатерина за ее дебютный роман «Кажется, Эстер» отмечена одной из самых престижных литературных наград Германии — Премией имени Ингеборг Бахман. С тех пор роман был переведен на полтора десятка языков, в том числе украинский в черновицком издательстве «Книги — XXI» в 2015-м (автор перевода — Юрий ПРОХАСЬКО). Екатерина в самые трудные времена Майдана и агрессии России «буквально сражалась» за Украину, в газетах, на радио, на ток-шоу, в интервью: «Использую свою пятиминутную славу. Сначала я думала, что это некорректно, ведь я не эксперт по Украине, но после первой волны насилия в конце ноября у меня этот вопрос отпал совсем, ведь благодаря моей новой ситуации я смогла здесь артикулировать вещи, которые для нас очевидны, а в Германии нет. Рассказываю о чувствах и движущией силе обычных людей, даже если я при этом просто реферирую письма друзей или Фейсбук. Иначе говоря, в рассказах об Украине я представляю простого человека, которому вдруг дали слово».

Музей Берлинской стены (нем. Mauermuseum-Museum Haus am Checkpoint Charlie) — одна из самых знаменитых локаций немецкой столицы. С утра до позднего вечера в его залах многолюдно, в билетную кассу стоят очереди, общее количество посетителей в год достигает сотен тысяч, а список знаменитых визитеров в фойе сложил бы честь любой энциклопедии.

Музей был основан 14 июня 1963 года историком Райнером Хильдебрандтом (1914-2004) и находился в непосредственной близости от Берлинской стены, возле пункта пересечения границы, известного как Чекпойнт Чарли. Все начиналось с выставки в двухкомнатной квартире. В конце концов музей занял весь дом, превратившись в пятиэтажный комплекс. Основная экспозиция рассказывает о попытках побега на Запад и демонстрирует средства, использовавшиеся для этого: самодельные монгольфьеры и маленькая подводная лодка, кресельные подъемники, специально оборудованные автомобили, а всего Mauermuseum — это история борьбы за права человека и противостояния тоталитаризму во всех формах, начиная еще с Гитлера и до Евромайдана. Есть здесь раздел, посвященный Украине: стенд с экспонатами, связанными с Василем Стусом и Аллой Горской, отдельные залы — о Революциию Достоинства и войне на востоке.

С 2004 музеем руководит вдова его основателя — Александра Хильдебрандт. Она родилась в Киеве 27 февраля 1959 Работала на военном предприятии, связанном с производством ракет. Позднее стала художницей. В 1995 году вышла замуж за Райнера. Активно поддерживает Украину. С пани Александрой мы общались в 2017 («Это — моя седьмой ребенок» — «День», 24.03.2017), и она, между прочим, рассказала о начале украинской экспозиции:

— Эта комната появилась в 1997-м. Мы с мужем поехали в Киев, чтобы он убедился, что Украина — это не Россия. Я ему показала город. А потом мы пришли в Литературный музей и познакомились с Екатериной Криворучко. Она там отвечала за эту комнату. Мы посмотрели и захотели, чтобы и в Берлине был раздел, посвященный украинским героям. И Екатерина сказала: «Александра, забери. Потому что чувствую — закроют эту комнату. Пусть люди видят». Дала нам очень много экспонатов: словарь, резинку и карандаш Стуса, часть из деревянного столба на его лагерной могиле — без имени, только №9 там написано, — а еще оригиналы картин Аллы Горской, фотографии. И правда, у нее эту экспозицию закрыли через несколько лет. А у нас все выставлено, мы очень гордимся, что у нас это есть, что наши посетители узнают о Стусе, об Украине.

Пожалуй, самая знаменитая наша землячка в Берлине — Марина Вязовская. Она родилась 2 ноября 1984-го в Киеве. Училась в Киевском естественнонаучном лицее №145, на механико-математическом факультете Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Ежегодно занимала призовые места на Международной студенческой олимпиаде по математике. Продолжила обучение в Германии, получив в 2007 степень магистра в Кайзерслаутерн. В мае 2010 защитила кандидатскую диссертацию в Институте математики НАН Украины по теме «Неровности для полиномов и рациональных функций и квадратурные формулы на сфере». В 2013 получила степень доктора естественных наук в Боннском университете. На начало 2016 — постдокторский исследователь в Берлинской математической школе и Гумбольдтском университете Берлина.

В 2016 Марина Вязовская совершила настоящий научный прорыв: решила задачу упаковки шаров в 8-мерном пространстве и, в соавторстве — в 24-мерном. Ранее задачу упаковки шаров была решена лишь для пространств с тремя и менее измерениями. Решение трехмерного (гипотезы Кеплера) было изложено на 300 страницах текста с использованием 50000 строк кода. В то же время решение задачи упаковки в восьмимерном пространстве занимает лишь 23 страницы и является, по оценкам специалистов, «ошеломляющее простым». За работу над самой плотной упаковкой шаров в размерностях 8 и 24 с использованием модулярных форм пани Марине присуждена престижная премия Салема. Вот как она в свое время объяснила мне красоту математики:

— Это самая простая из всех наук, которые можно изучать. Есть науки гуманитарные, есть естественные, а математика в этом списке имеет статус науки формальной. То есть в ней почти ничего об окружающем мире знать не нужно. Минимум информации, но из этого минимума можно много всего напридумывать и настроить, а потом оказывается, что оно еще и полезно для того, чтобы изучать все остальное. То есть математика — это такое базовое условие, чтобы объяснять себе все вокруг. Роль математики — организовывать наше мышление, помочь нам увидеть простое в сложных вещах. Иначе говоря — очень сложный мир вокруг нас разложить на простые части, которые мы можем осознать.

Это — лишь малая часть того, что можно сказать о людях, которые, достигая значительных успехов в Германии и Европе, помнят и активно поддерживают Украину. Другое дело, что Украина не всегда помнит о них. В Берлине нет сегодня Украинского дома, подобного тем, которые существующих в диаспоры общинах Парижа, Москвы или Мюнхена. В общем, государство могло бы гораздо больше заботиться о своей представленности на Западе и о контактах с диаспорой — потому что это, в конце концов, больше нужно ему, чем тем, кого она игнорирует.

Но это уже тема для отдельного разговора.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Берлин-Киев. Фото предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ