Такие масштабные и по-хорошему нахальные творческие проекты, как «Афродизиак» в нашем театре появляются редко. Поэтому провоцируют гиперэмоции — от полного невосприятия и отрицания — до восторженных возгласов, а также вызывают естественный интерес: кто эти герои или безумцы, которые инвестировали деньги и нервы в театр? Само количество людей, которые приложили руку к «Афродизиаку», о многом говорит. Материальным обеспечением и, конечно, контролем качества проекта занимались три продюсера: Ирма Витовская, Виталий Ванца и Михаил Бондаренко. Ставил спектакль Максим Голенко, новая звезда украинской режиссуры, а пьесу написал известный драматург Виктор Понизов по мотивам культового романа Патрика Зюскинда «Духи». Автор оригинальной музыки — Дмитрий Данов.
К процессу приобщился «Дикий театр» и его основательница Ярослава Кравченко — мастер кастингов и пиара. В результате открытого отбора актеров, набрали команду лучших из лучших — из 10 театров разных городов, среди них популярные по теле- и кинопроектам последних лет, Алексей Вертинский, Дмитрий Суржиков и Валерий Легин (Молодой театр), Александр Ярема (Киевский ТЮЗ), Николай Береза (Львовский театр им. Леся Курбаса), Роман Луцкий (Ивано-Франковский театр им. И. Франко). Список ангажированных актеров длинный, потому что спектакль густо заселен причудливыми героями.
Премьера состоялась в Национальном цирке Украины в конце прошлого года, а 21 и 22 января киевляне имели возможность еще раз увидеть этот детективный триллер. Всем, кто сидел в первых рядах, предложили одеть дождевик и маску, потому что арена щедро укрыта белой летучей субстанцией, которая от минимальных движений начинает летать в лучах мощных прожекторов. Из этого марева и возникают картины предреволюционной Франции XVIII века. Прекрасное и отвратительное здесь слились в тесных объятиях так, что зрители подпадают под чары доведенного до пика эстетического абсолюта всего гнусного и извращенного, что собрано режиссером, чтобы образовать интерьеры человеческого ада.
В этом аду грешники, заботясь исключительно о собственной выгоде и наслаждении, совсем забыли о душе. И вот очередной самопровозглашенный мессия Клод Уде (Дмитрий Усов) спешит спасти этот мир, который, между прочим, как всегда не стремится к какому-либо спасению, и найти эликсир, который вернет этим падшим существам способность любить. Вот только, как любой фанатик, зацикленный на единственной утопической идее, Клод Уде становится не новым божеством, а банальным маньяком, который вскрывает тела, чтобы понять, где же спрятана душа...
В «Афродизиаке» режиссер Максим Голенко, следуя голливудской манере глянцевых стилизаций и изобретательно миксируя жанры, рассказывает свою версию об очередном ожесточенном столкновении зла с еще большим злом. Хотите детектив? И вот старый священник Амбруаз Боннет (Дмитрий Суржиков) приглашает нас во времена своей молодости, когда он, молодой следователь, расследовал серию убийств. Очень странных и очень жестоких. Любите зомби-апокалипсис? И вот на арену уже выходят «живые мертвецы», чтобы стать персонажами этого рассказа, помочь воспроизвести все события и наказать убийцу. Спрашиваете, где цирк и хоррор? И вот он архаичный «цирк чудовищ» с русалками, бородатыми женщинами и остальными химерами, которые на фоне других персонажей выглядят не такими уже и фриками. Акробатические и хореографически пластичные номера, буффонада и файер-шоу — все, что может разнообразить действие и компенсировать зрителям стоимость приобретенного билета.
Спектакль вышел стильным. Бюджет и усилия в него вложены достаточно большие. Однако, несмотря на все его достоинства, возникает сомнение: так ли необходимо было заходить на территорию цирка, заранее зная о ее предельной враждебности для драматического театра? Авторы спектакля и исполнители чем дальше, тем труднее борются с холодной пустотой гигантской арены, которая требует непрестанного движения, громкого голоса, широкого жеста, отшлифованной до какого-то умопомрачительного блеска актерской техники. Этот поединок двух кардинально разных искусств, проходит с переменным успехом, с каждой минутой все более и более истощая театр, и чем дальше — все сильнее подчеркивая всю сложность существования по законам цирка.
Конечно, украинский театр своих зрителей не балует ни экспериментами, ни большими коммерческими проектами — здесь «Афродизиак» определенное время будет оставаться лидером. Но все-таки какой-то неписаный закон самосохранения заставляет драматический театр выбирать самую комфортную для него классическую сцену, а не цирковую арену. Авторы «Афродизиака» рискнули и попутешествовали непроторенными путями режиссеров украинского авангарда 1920-х, которые также ломали головы над тем, как скрестить театр с цирком и добыть искру нового искусства. Однако Максим Голенко и команда пренебрегли одним из важных и, как выяснилось, мстительных правил: любой эксперимент обязательно нуждается в какой-то сверхзадаче (скажем, воспитать универсального актера, как мечтал Лесь Курбас, «умного Арлекина»). Конечно, сверх-задача теоретически требует и сверх-усилий, прежде всего продолжительного времени на реализацию. Если бы создатели спектакля действовали по правилам, такого «Афродизиака» точно бы не было. А значит, не было бы хорошего основания посетить «строптивый» цирк и собственными глазами увидеть, как его пытается укротить не менее упрямый театр.