В рамках проекта «Браво, Италия!» состоялся концерт в Национальной опере, в котором выступил всемирно известный скрипач Уто Уги. Достойными партерами итальянского маэстро стали музыканты Симфонического оркестра Национальной оперы Украины под руководством Владимира Кожухаря. Вечер открылся знаменитым «Итальянским каприсом» П. Чайковского, исполненным виртуозно и темпераментно украинскими артистами. А затем на сцене появился синьор Уги. В его руках скрипка, созданная великим мастером Гварнери дель Джезу, словно «пела или рассказывала человеческим голосом» о сокровенном: жизни и смерти, любви и потерях, радости и печали. Музыкант вдохновенно, по- своему интерпретируя классические произведения, блестяще исполнил Романс фа мажор Бетховена и Концерт фа мажор для скрипки Чайковского. Мастерство скрипача восхищало слушателей не только виртуозностью владения инструментом, когда каждая нота имеет стереофоническое звучание, но его тонким проникновением в суть исполняемого произведения. Музыку Чайковского маэстро играл, словно он не итальянец, а коренной славянин…
— Когда синьор Уги исполняет русскую музыку, то ощущается, что он глубоко прочувствовал произведение, — подчеркнул дирижер Владимир Кожухарь. — Мы часто говорим о загадочности славянской души, которую трудно постичь иностранцам. Именно поэтому считается, что славянский репертуар хорошо исполняют сами славяне. Этому нельзя научить или попытаться отрепетировать. Уто Уги играет вдохновенно. В его исполнении каждая нота, фраза музыки Чайковского звучит «без акцента», очень по-нашему, по-славянски…
Музыкальные критики отмечают «особенное мастерство Уто Уго. Манеру его игры отличает экстравертный стиль, наполненный мощной экспрессией, очаровательной красотой полного чистого звука. Имея широкий и разнообразный репертуар, скрипач с успехом доказал, что может исполнять любые произведения из мирового музыкального наследия».
Конечно же, концерт синьора Уго нельзя было пропустить. Видимо поэтому в зале театра собрались не только меломаны, деятели культуры, дипломаты стран, аккредитованных в Украине, но и представители нашего политического и экономического бомонда во главе с премьер-министром Юрием Ехануровым. В финале публика устроила восторженный прием скрипачу: овации, цветы. А земляк маэстро — асессор Ломбардии (область на Севере Италии) Марко Лионелло вручил Уто Уги почетный знак «За заслуги».
В этот вечер Уго играл на уникальной скрипке Гварнери, изготовленной в 1744 году, которую отличает широкий диапазон и теплое звучание. Любители классической музыки помнят маэстро Уто Уги по его феерическим выступлениям пять лет назад в Национальной опере. Музыкант много гастролирует, играя на двух знаменитых скрипках, изготовленных известными ломбардийскими мастерами из Кремоны — Страдивари и Гварнери.
После концерта, благодаря содействию сотрудников Итальянского института культуры, которые вместе с дипломатами Посольства Италии в Украине организовали проект «Браво, Италия!», «Дню» удалось пообщаться с маэстро.
«ДЛЯ МУЗЫКАНТА СКРИПКА, КАК ДЛЯ ХУДОЖНИКА КИСТЬ»
— Господин Уго, не многие музыканты могут похвастаться, что они держали в руках, а тем более играют на уникальных инструментах. Насколько по звуку отличаются скрипки Страдивари и Гварнери?
— По музыкальным краскам Гварнери обладает сочными тонами, а у Страдивари еще более яркая палитра. Если сравнивать их с живописью, то Гварнери — это картины Рембрандта, а Страдивари — это Рафаэль.
— Современники Паганини говорили, что его смычком двигал то Бог, а то Дьявол. Ваши ощущения, когда вы впервые взяли в руки скрипку Паганини?
— Я был очарован удивительным звучанием инструмента. Кстати, эту скрипку Паганини называют «пушкой», т. к. в ней очень мощный звук.
— А трудно играть на антикварном инструменте?
— Для музыканта скрипка, как для художника — кисть. Важно, что ты вкладываешь, играя на скрипке. Когда я впервые взял этот легендарный инструмент в руки, то сыграл произведения Вивальди и Баха...
— Как нужно ухаживать и хранить уникальные скрипки?
— Инструменты застрахованы на огромную сумму, но в сейфе я их не храню, так как ежедневно на них играю. Скрипки лежат в специальных футлярах, а на гастроли я вожу их в кофре.
Старинные инструменты нельзя оставлять на солнце. Нужно следить, чтобы в помещении не было сырости... Для меня скрипка почти как человек. Она живая! Страдивари еще называют Крейцер — это имя выдающегося скрипача, которому Бетховен посвятил свою знаменитую сонату. А Гварнери принадлежала известному бельгийскому скрипачу Артуру Грюмио, а потом перешла ко мне.
Маэстро скромно умолчал, что этот инструмент, после смерти Грюмио, хотела приобрести для музея Королева Бельгии Фабиола, но услышав, как виртуозно играет Уто Уги, — подарила знаменитую скрипку итальянскому музыканту.
«Я ВСЮ ЖИЗНЬ РАВНЯЛСЯ НА ЛЕГЕНДАРНОГО ДАВИДА ОЙСТРАХА»
— Чтобы добиться такой фантастической филигранной техники, как у вас, кроме таланта нужно много репетировать. Как вы занимаетесь?
— Я репетирую ежедневно — иначе не буду в форме. Могу лишь повторить слова Паганини: «Если я один день не занимаюсь, то это замечаю лишь я. Два дня не подхожу к инструменту — заметит публика»...
— В Украине вы уже не в первый раз. Ваши впечатления тогда и сейчас?
— Я третий раз приезжаю в вашу столицу. Впервые это было в 1975 году. Затем я выступал тоже на сцене Национальной оперы в 2000 г., ну и вот ныне состоялся концерт. Для скрипача выступать на сцене легендарного киевского театра всегда волнительно. Ведь Украина подарила миру блестящих музыкантов. Я, например, всю жизнь равнялся на легендарного Давида Ойстраха. В мире Киевская, а особенно Одесская школы, очень ценятся своими выпускниками. Многие из них хорошо известны в Европе. Но в силу разных обстоятельств немало ваших талантливых музыкантов уехали из Украины, когда она была в составе СССР... Сегодня время изменилось, «железный занавес» рухнул. Теперь украинские музыканты могут свободно гастролировать в разных странах, а для того, чтобы поехать за рубеж им не нужно эмигрировать.
А что касается впечатлений… я не так много видел. В прошлый раз побывал в центре православия — Киево-Печерской лавре. Это было незабываемое впечатление. Ныне первое, что бросается в глаза, — Киев стал краше, а люди — более открытые. К сожалению, и в этот раз времени походить, посмотреть на достопримечательности у меня было мало. Слишком плотный график гастролей. Но все же я выкроил немного времени и походил по центру вашей столицы, по Подолу, зашел в Софиевский собор и Андреевскую церковь. Я восхищен красотой и энергетикой православных храмов.
— Вы активно гастролирующий музыкант. Кто и что запомнилось?
— Каждый концерт дарит встречи с разными людьми. Памятными стали совместные проекты с Риккардо Мути, Мстиславом Ростроповичем, Джузеппе Синополи, Колином Девисом и др. Мне посчастливилось выступать со многими оркестрами мира, в частности, с театром «Ла Скала», Римской оперой, Нью- йоркской филармонией, Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, с симфоническими оркестрами Бостона, Лондона, Филадельфии. А в этот раз мы быстро нашли общий язык с украинскими музыкантами Национальной оперы и дирижером Владимиром Кожухарем. У вас прекрасный маэстро. Он профессионал высшего класса. Когда Кожухарь стоит за дирижерским пультом, это вселяет уверенность музыкантам, что все будет на концерте хорошо и на него всегда можно положиться. Я надеюсь, что мы еще не раз будем с ним выступать вместе...
Уто Уги сотрудничает с известными фирмами звукозаписи BMG Ricordi, Erato и RCA Victor Seal, на которых записал произведения Баха, Бетховена, Брамса, Вивальди, Моцарта, Чайковского, Паганини. В интерпретации итальянского скрипача они высоко оценены меломанами.