Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Борщевском крае расцвели... вышиванки

Фольклорно-этнографический праздник на Тернопольщине провели в шестой раз для популяризации украинского костюма
13 сентября, 2012 - 11:48
ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

В настоящее время борщевская вышиванка — бренд юга Тернопольской области. Как отмечают исследователи, стиль вышивания в селах уникален — он не похож на любой другой в целом мире. Самая известная, окутанная легендами — «черная» сорочка. Поклявшись, вышиванки с черным орнаментом носили семь поколений женщин из семи сел в знак траура после того, как турки во время набегов поубивали там всех мужчин.

Начальник отдела культуры Борщевской РГА Ольга ЖУРАВИНСКАЯ говорит: «До наших дней дошли старинные «черные» сорочки. Каждое село имеет свою традицию, свою канву и, соответственно, между черным вышиванием есть вставки: фиолетовые, зеленые, красные, синие, в зависимости от конкретной местности. Но, например, над Днестром, в селах Вильхивци, Днистрове преобладает полностью черный орнамент». Жаль, что уникальные техники сорочки потеряны. В частности, «колодка», фактура которой похожа на орнаментальную резьбу по дереву. К тому же аутентичных борщевских вышиванок по селам ежегодно становиться все менше. Семейные реликвии из «бабусиних скринь» продают, в том числе и за границу. А это говорит о том, что мы еще не научились должным образом относиться к вещам, в которых заложена энергетика рода, которые когда-то передавались от мамы к дочке, от бабушки к внучке, а о том, чтобы заработать на них — не было и речи.

— «Борщевская сорочка возникла не случайно — у нее глубокий исторический корень. Если принять во внимание многовековую историю нашего края, которая уходит корнями в трипольскую культуру, то мы можем увидеть: в борщевской сорочке подсознательно с поколения в поколение передавались те закодированные символы, которые олицетворяли сущность существования людей на этой земле», — рассказывает директор Борщевского областного краеведческого музея Михаил СОХАЦКИЙ. В музее хранится свыше двух сотен борщевских вышиванок. А вот в коллекции известной тернопольской коллекционерки Веры Матковской — почти две тысячи женских и мужских сорочек, других элементов народного костюма. О том, что ее коллекция должна быть в отдельно созданном музее борщевской сорочки в Тернополе, чиновники говорят постоянно. Только вот дальше разговоров дело так и не продвигается. Поэтому некоторая часть собранных Верой Матковской вышиванок находится во Львовском институте народоведения АН Украины, где их изучают, а остальные — в квартире коллекционерки. И низкий поклон пани Вере за то, что она те вышиванки не продает ни за какие деньги, даже очень большие. Зато одалживает для выступлений тернопольским коллективам. Праздник борщевской вышивки знают не только в Украине. Приезжают и поляки, и словаки, и россияне, и белорусы.

В этом году борщевцы решили удивить гостей гигантской «лялькою-берегинею» в вышитом костюме, сделанной по всем правилам изготовления «ляльки-мотанки». Ее высота почти четырнадцать метров! Соответственно и наряжена она в одежду тоже гигантских размеров. Борщевская вышитая сорочка, надетая на эту куклу, уже побила раньше установленный в Украине рекорд. Ее размеры — 10,8 м на 13,4 м. Еще один элемент национального костюма — «крайка» — свыше двенадцати с половиной метра. Плахта размерами 6 м на 7 м и 5 м на 5 м — платок. Идея принадлежит Людмиле Лыськовой. А Надежда Адамовская изготовила вышиванку, на которой разместилось все разнообразие борщевского края.

Лариса ОСАДЧУК, Тернополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ