В Академии Чайковского учится талантливая девушка. Она уже закончила ее как пианистка, потом — аспирантуру на кафедре композиции у выдающегося украинского композитора Евгения Станковича, сейчас работает над кандидатской диссертацией под руководством другого знаменитого композитора и ученого, профессора Мирослава Скорика. Параллельно она овладевает профессией симфонического дирижера в классе ведущего современного художника Владимира Сиренко. На днях в Колонном зале им. Лысенко состоялся авторский концерт Натальи Рожко. Национальный симфонический оркестр под руководством ее преподавателя, художественного руководителя Владимира Сиренко исполнил пять произведений композитора. Перед началом концерта я беседовала с профессором Евгением СТАНКОВИЧЕМ.
— Евгений Федорович, что вы можете рассказать о вашей ученице?
— Она закончила аспирантуру как композитор и еще учится, чтобы защитить диссертацию как музыковед.
— Какие ее черты вас привлекают или, наоборот, не удовлетворяют?
— Она самостоятельный человек, с собственным мировоззрением, добросовестная, активно и много работает, ищет себя, что нелегко для каждого, и время покажет, как она будет развиваться.
— Наследует ли Наталья ваши творческие позиции?
— Прямого наследования я не вижу, она имеет свой внутренний мир, и ее работы говорят, что она перерабатывает много различных направлений. Но я считаю, что она довольно самодостаточна уже как композитор. Ее произведения свидетельствуют о том, что она настоящий музыкант, который на правильном пути, а там далее, если Господь ей поможет, она реализуется сполна.
— Да, сделано уже немало, смотря по программе концерта.
— Большинство произведений — аспирантские, но здесь и ряд самостоятельных. И в годы ее обучения в аспирантуре мое вмешательство было минимальным, потому что аспиранты — это уже профессиональные композиторы, которые работают, как правило, самостоятельно, кто хочет, конечно.
— А как вы, Евгений Федорович, считаете, что имеет большое значение в творчестве: образование помогает или побеждает природное дарование?
— Можно иметь большое дарование, но если человек не будет знать технологии, не будет большой осведомленности, он не сможет его реализовать. Однако можно знать очень много в музыке, композиторской технике, но если нет внутреннего — того, что мы называем талантом, то знание может не сработать. Должно действовать и одно и другое.
— Сегодня будут играть симфоническую музыку. Что преимущественно привлекает Рожко, есть ли у нее склонность также к театральной или больше к инструментальной и программной музыке?
— Я думаю, что для композитора не является существенным, как переходить от одного к другому жанру. Если человек талантливый, он это делает без особых проблем. Хотя есть композиторы, которые более ярко выражаются в кино или в театре. Некоторые, наоборот, пытаются больше работать в крупных театрально-показательных жанрах. Это зависит от вкуса и желания человека. А профессиональный композитор, знающий свое ремесло, должен работать во всех направлениях.
В концерте прозвучали Первая и Вторая (имеющая подзаголовок «Per Aspera») симфонии, программный концерт для оркестра в семи частях, произведение для фортепьяно с оркестром «Солнце и Сердце», в котором солисткою выступила автор. В заключение была исполнена оркестровая пьеса «Журавлиный напев», близкая к традициям жанра инструментальной «мелодии» С. Рахманинова, М. Скорика. Я впервые слышала музыку Натальи Рожко. И что же? Скажу просто: она мне понравилась. Музыка звучала почти полтора часа, и концерт прошел, как говорится, «на одном дыхании». А теперь более серьезно. У молодого автора природное дарование. Она в каждом звуке — украинка. С первых же тактов я почувствовала, как ее очень яркая, буквально рельефная, выпуклая образность заполнила мое воображение. Многократно я ощущала просто физический подъем от глубоко проникающей в душу народноинтонированной энергетики ее музыки. Образность простиралась от ясной лиричности светлой женской сущности и пасторальной простоты к психологически напряженному трагизму и мистически-магической завораживающей символики Зла. Композитор мыслит кадрово, кинематографически. Развитие достигается через наслоение все нового и нового материала. Накопления энергетики, подъемы и спады следуют за определенным авторским «сценарием». Сильными привлекательными чертами музыки Натальи являются изысканное, разнообразное владение оркестровым тембровым письмом и современное ритмичное мышление. Порой чувствовался отзвук стилистики то Стравинского, то Губаренко, но это неудивительно, потому что она композитор еще молодой, ее собственный образно- интонационный мир формируется, и это естественный процесс. Но самым главным позитивом является ее национально- определенная, порой до мурашек на коже, близкая сердцу и душе авторская интонация.
После концерта я расспрашивала Наталью РОЖКО.
— В программе эпиграфом написано: «ощущать Тебя»? Кого вы имеете в виду?
— Если вы обратили внимание, то «Тебя» написано с большой буквы. Мне кажется, это намекает на более общее понятие, чем сказано. И каждый должен сам для себя это решить.
— Что для вас музыка: профессия, способ самовыражения или познания мира?
— Способ дыхания.
— Какие у вас любимые творческие фигуры?
— Я люблю всех, кто отдал себя искусству. Мне трудно говорить: Бетховен или Моцарт. На меня очень повлиял Бах, потому что в нем сочетаются интуиция и логика на высшем уровне, а из современных — Дж. Адамс, Г. Канчели, Е. Станкович.
— Кем еще исполнялись ваши произведения?
— Первую симфонию — оркестр радиокомпании Украины под руководством Вячеслава Блинова, Вторую — Государственный эстрадно-симфонический оркестр, и дирижировал Кирилл Карабиц. Звучали произведения во время фестивалей «Киев мюзик фест» и «Премьеры сезона», музыканты брали ноты для исполнения в Германию, в Киеве я играла много, сейчас отправила на международный конкурс, не хочу пока говорить, какой.
— Удовлетворены ли вы как автор сегодняшним исполнением?
— Я не удовлетворена, я счастлива. Это лучшей оркестр, и они так красиво сыграли, и энергетика была такая добрая, и во время репетиций, и концерта. Я очень благодарна им.
— Вы как автор каким-то образом влияли на исполнительскую интерпретацию?
— Я отдала ноты Владимиру Федоровичу, а он — очень опытный музыкант и сам может справиться со всем.
— Чем увлекаетесь в свободное время, если оно у вас вообще есть?
— Сплю.
— Желаю вам дальнейших творческих достижений и спрошу о ваших ближайших планах.
— Сейчас мы будем эту программу записывать в студии на компакт-диск.