Китайский Новый год — Чунь цзе, что означает праздник весны, — для китайцев самый важный. По восточному календарю в этом году для жителей Поднебесной он наступит 11 февраля. Однако в Украине, в выставочных залах Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве, он уже наступил! На днях там открыли выставку китайского искусства, посвященную этому событию.
Пока тысячи человеческих ног, притопывая, спешат по морозным столичным улочкам, здесь, в музейных залах на нарядных свитках неспешно распускаются традиционным для китайцев весенним цветением деревья, нарциссы, пионы, лотосы и орхидеи; гордо поглядывают на окружающих фантастические фениксы; а вон там спархивают кем-то напуганные ласточки или смотрят с веточек цветущих слив голубые сороки — будто знают скрытую от нас какую-то жизненную мудрость...
— Слово «слива» в китайском языке созвучно со словом «брови», — объясняет Марта ЛОГВИН, куратор выставки, — а «сорока» — со словом «радость». Следовательно, радость, счастье, которое на кончиках бровей, — это и есть то счастье, которое уже пришло. Вот уже оно — протяните только руку...
Китайская классическая живопись имеет самобытное разделение на жанры — это «люди и предметы», «горы и воды» и «цветы и птицы». При этом каждый свиток жанра наполнен доброжелательной символикой и призван привлечь к его владельцу разнообразные блага. Временами образы на них могут быть метафорами — они сравнивают явления в животном мире с тем, что происходит в человеческом обществе. Между прочим, этот древний символизм был сквозь века пронесен китайскими мастерами живописи.
Музей имени супругов Ханенко, оставаясь верным традиции, теперь уже в который раз демонстрирует посетителям образцы из своей коллекции в жанре «цветы и птицы». Уместно напомнить, что искусствоведы этот жанр считают самым красочным и декоративным. Ведь он наиболее удачно отображает восхищение человека природой, ее разнообразием и совершенством.
В экспозиции, кроме предметов обихода, среди которых веера, халаты и традиционный фарфор, есть и редкие китайские свитки XVI и XVII—XIX веков. Их количество в фондах достигает свыше 350 единиц и считается в Европе самым крупным и не самым ли ценным собранием в жанре «цветы и птицы».
— Китайская живопись, которая представлена в коллекции нашего музея, является не только нашей гордостью, но и достоянием государства в целом. Еще хорошо помню те времена, когда эти китайские свитки были предметом ревности со стороны многих государств, рассказывает Галина БИЛЕНКО, заведующая восточным отделом Музея имени супругов Ханенко, — так случилось, что эта коллекция восточного искусства оседла именно в Киеве, и мы можем благодарить за это судьбу...
Работники музея рассказывают, что первый свиток нынешней коллекции мирового значения был приобретен еще в начале XX века основателем музея — Богданом Ивановичем Ханенко. Также художественными произведениями коллекцию пополняло государство. Однако наибольшим массивом произведений, уже в начале 1960-х, коллекция пополнилась именно благодаря подарку от супругов Андре Стефана и Таисии Павловны Жаспар. Овдовев, госпожа Таисия, русская по происхождению, переехала в Киев и передала музею личную коллекцию, собранную во время пребывания ее семьи в Шанхае в 1928—1948 годах. Так, в своей частной переписке с выдающимися людьми, в частности с королевской семьей во Франции, она неоднократно вспоминает об этой коллекции и объясняет, что ее муж очень хотел передать ее именно киевлянам, чтобы они имели возможность познакомиться с лучшими образцами восточного искусства...
Напомним, выставка «Цветы и птицы» будет длиться до 17 марта.