Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Киев возвращается «Белая ворона»

Анатолий Хостикоев о новой постановке, театральных клише и кризисе среднего возраста
26 июля, 2005 - 20:52
АКТЕРСКИЙ И СЕМЕЙНЫЙ ДУЭТ: СУМСКАЯ—ХОСТИКОЕВ В СПЕКТАКЛЕ «ПРО ЛЮДЕЙ И МЫШЕЙ» / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО МОЖНО СИДЕТЬ И ЖДАТЬ, ЧТО КТО-ТО ПРЕДЛОЖИТ РОЛЬ, НО АНАТОЛИЙ ХОСТИКОЕВ И БОГДАН БЕНЮК ПРЕДПОЧИТАЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ САМИ ФОТО «ПРЕСС-КИТ»

Лето — мертвый театральный сезон, но именно в этот период затишья уже третий год подряд популярные украинские актеры презентуют свои новые проекты. Ко Дню независимости театральная компания «Бенюк—Хостикоев» готовит премьеру мюзикла «Белая ворона». В настоящее время работа буквально кипит. Репетиции проходят с утра до вечера на базе Театра им. Л. Украинки. В постановке, кроме актеров и танцовщиков, заняты каскадеры на мотоциклах. Режиссер спектакля Анатолий Хостикоев дает молодежи возможность поэкспериментировать, но этот «люфт» четко отмерен его режиссерским видением. Уже готовы декорации- трансформеры, сшиты костюмы. Мне удалось побывать на репетиции спектакля и понаблюдать, как рождается постановка, как работает с актерами Анатолий Хостикоев, который является не только автором идеи, предложившим вернуть на сцену некогда легендарную рок-оперу «Белая ворона», написанную Геннадием Татарченко и Юрием Рыбчинским, но как режиссер придумал оригинальное современное «прочтение» спектакля. В перерыве между репетициями прошла наша беседа с Анатолием Георгиевичем.

— Премьера состоится в срок или дату придется переносить из-за болезни вашего партнера Богдана Бенюка?

— У нас нет времени болеть. На одной из репетиций Богдану стало плохо, ночью приступ повторился, и его забрали в больницу, а утром сделали операцию. Виной оказался банальный аппендицит. Операция прошла успешно. Богдан быстро поправляется и говорит, что скоро встанет в строй. Он в курсе всего, что здесь происходит, и мы успеем все наверстать. Кстати, что касается сроков: «Белую ворону» мы практически ставим за месяц. Наш спектакль постановочный, у нас нет застольного периода, и актеры сразу вышли на площадку. Такой метод работы продиктован жанром спектакля — это открытый, площадной спектакль.

— В 1991 г. в Театре им. И. Франко Сергей Данченко поставил первый украинский мюзикл — «Белую ворону», где вы ярко выступили в роли Жюльена, а Наталья Сумская блестяще сыграла роль Жанны д’Арк. Постановка вызвала огромный резонанс в театральных кругах. Насколько тот и этот спектакли отличаются и можно ли между ними провести параллели?

— Параллели будут обязательно. Данченковский спектакль во многом получился благодаря тому, что Сергей Владимирович сотрудничал с нами — актерами, занятыми в «Белой вороне». Режиссер доверял нам. Например, линия Жульена и Жанны всецело была отдана нам с Наташей. Мы предлагали свои варианты, ходы, а Сергей Владимирович как умный и опытный режиссер прислушивался, присматривался к нашим предложениям, аккумулировал все, давая свое режиссерское прочтение. Например, качели, кнут — моя придумка, и я решил не отказываться от тех находок в собственной постановке. Взаимоотношения Жюльена и Жанны выстраиваю так же, как и во франковском спектакле. Зачем придумывать что-то другое, если в той «Белой вороне» я вымерял каждый шаг, каждую фразу наших героев, подстраивая их под себя и Наташу. Свои находки и придумки я передаю актерам, которые будут играть в новой версии, но, естественно, они сыграют по- своему, хотя и в том режиссерском рисунке, который я им предлагаю. Поэтому общего между двумя постановками будет много, в основном — фрагментов, касающихся линии главных героев спектакля.

— «Белая ворона» — знаковый для вашей семейной и творческой пары спектакль, но в новой постановке вы отказались от главных ролей, уступив место молодым актерам.

— Когда один мой приятель узнал, что я собираюсь возобновлять «Белую ворону», то с теплотой вспомнил прежний спектакль, в котором прекрасно играла Наталья (Сумская), и пообещал, что обязательно придет посмотреть на ее Жанну еще раз. Но я заметил, что Наташа выступит уже в другой роли. Он удивился: «Что, Сумская не будет «белой вороной»? Почему? Ведь вороны живут 300 лет!» Он, конечно, прав насчет ворон, но у актеров все же есть возрастной рубеж. Хотя можно загримироваться и сыграть юных героев, но мы с Наташей решили, что «дважды в одну реку не входят», и поручили сыграть любимые наши роли Жюльена и Жанны действительно молодым актерам. А Наталья попробует себя в новом обличье. Она сыграет возрастную роль — Столетнюю войну. Мой друг и компаньон Богдан Бенюк исполнит два образа — Кашона и Шута. А я в этом театральном проекте являюсь не только режиссером спектакля, но и сыграю Менестреля — это персонаж, который рассказывает историю о Жанне д’Арк.

— Кто сыграет Жанну и Жульена?

— Мы долго искали актеров для спектакля. Даже провели кастинг (100 человек), но кто бы из претендентов мог сыграть роль Жанны, я не видел.... Хотя приезжали девушки со всей Украины. Одна актриса из Львова целый месяц прожила в Киеве, начала репетировать, хотя я сразу увидел, что она мало подходит. Я откровенно сказал свое мнение, но девушка решила все-таки попробовать, и она сыграет не Жанну, а одну из ролей второго плана. Вы знаете, когда мы объявили, что ищем поющих драматических актеров, то очень много талантливой молодежи отозвалось, и зрители, пришедшие на «Белую ворону», увидят интересных и самобытных актеров.

Появление в нашем проекте Юлии Вдовенко можно назвать счастливым случаем. Однажды я включил телевизор (редко смотрю, т. к. просто нет времени), а там идет передача «Народный артист» и звучит необычный голос. Это пела Юлия Вдовенко. С экрана она рассказала, что живет в Херсоне. Я запомнил ее фамилию и решил отыскать эту певицу. На прослушивании она очень хорошо себя показала, и наконец я понял, что Жанну мы нашли. Но в нашей компании решения принимаются художественным советом, в который входят: Богдан Бенюк, я, продюсер Мирослав Гринишин и наши меценаты — фармацевтическое объединение «Дарница». Все Юлю утвердили, и мы начали работу. А вот актера на роль Жюльена мы нашли довольно быстро. Это молодой, классный актер Нового драматического театра на Печерске Игорь Рубашкин. Он во многом мне помогает в работе с актерами по движению и пластике.

Огромное значение в «Белой вороне» отведено актерам, играющим массовые сцены. Это не просто массовка, а актеры балета, изображающие толпу, которая по ходу сюжета перерастает в народ. Вот этот народ у меня сыграют актеры балета под управлением хореографов Дмитрия Каракуца и Светланы Павленко. Должен признаться, что раньше я как режиссер никогда не работал с таким количеством массовки (у нас в спектакле будут заняты 80 человек).

По жанру наша постановка, если прочесть афишу, называется рок-оперой. Но я считаю, что у нас получается музыкально- драматический спектакль. В нем в основном задействованы драматические актеры, а они поют иначе, чем певцы, обыгрывая каждое слово.

— В спектакле вы задействуете и каскадеров. Кто ставит трюки и чья сценография?

— С Игорем Близнюком, который со своими коллегами будет исполнять трюки на мотоциклах, мы случайно познакомились. Когда я увидел, как виртуозно и лихо Игорь водит мотоцикл, то решил его задействовать в «Белой вороне». Он ставит в нашей постановке драки и будет «летать» на мотоцикле по сцене. Игорь был дублером и помощником у знаменитого киноактера Джеки Чана, снимался в Голливуде в нескольких его картинах. Близнюк — профи высшего пилотажа. Он присутствует на всех репетициях, подсказывает, советует. Ведь им с парнями- каскадерами придется выполнять трюки на гоночных мотоциклах не на улице, а на небольшом участке сцены, и тут очень важно точно высчитать все до миллиметра и секунды, чтобы не задеть актеров и не вылететь в зрительный зал.

Декорации и костюмы созданы известным художником Марией Левитской и ее сыном Даниилом. Визуально наша сценография похожа на прежний спектакль, поставленный в Театре им. И. Франко. Но раньше декорации были стационарными, а теперь наклонный помост видоизменяется. Для меня очень важно, чтобы в определенный момент сцена стала пустой. Я люблю открытое пространство. У нас сцена будет трансформироваться в майдан, или вдруг появится клетка, высокий забор, — т. е. наша сцена дает большие функциональные возможности для меня как постановщика. Декорации у нас легкие, на колесиках, а смотрятся массивно из-за алюминиевой основы и дощатого настила.

— Для новой версии вы используете только рок-оперу «Белая ворона» Татарченко— Рыбчинского или что-то добавите в текст, музыку?

— Первооснову и сюжет мы оставили прежними. Юрий Рыбчинский и Геннадий Татарченко написали прекрасное произведение. Мы лишь обновили музыкальные фонограммы. Аранжировки сделал сам автор — композитор Геннадий Татарченко. Ну а тексты Юрия Рыбчинского совсем не устарели: когда их читаешь, то кажется, что поэт их написал сегодня, а не почти два десятилетия назад.

— Антрепризное движение в Украине не сильно развито, но проекты, которые ставит компания «Бенюк—Хостикоев», доказывают, что можно успешно создавать коммерческий театральный продукт. В чем секрет вашего успеха?

— Очень помогли наши партнеры, которые нам поверили и дали деньги на постановки. А мы, начиная свой проект, думали о том, как верно стартовать, чем привлечь зрителя. Спектакль «Синьор из высшего общества» очень понравился публике. Уже три сезона он проходит с аншлагами. Мы уже несколько раз показывали эту постановку на гастролях по многим городам Украины. Если первый спектакль — комедия, любимый жанр публики, то вторая работа — драма «Про людей и мышей», и она тоже пользуется успехом у зрителей. Надеюсь, что и «Белую ворону» оценит публика.

— А может, одним из ваших секретов стал удачный пиар-ход: в «Синьоре...» играют только родственники: бывшие и нынешние жены, мужья, тещи, дети, кумовья?

— Мы на афише подробно расписали, кто есть кто. Я этот рекламный ход придумал и горжусь, что он сработал. Пусть минут десять, глядя на сцену, зритель думал — кто чей родственник, где старшая Сумская, а где младшая, кто чей муж, но затем он увлекся действием. «Синьор из высшего общества» получился очень качественным спектаклем, и это главное в результате.

Успех спектакля «Про людей и мышей» показал, что мы не только умеем делать хороший пиар нашей семье, но и предлагаем зрителям познакомиться с высокой литературой (в основе постановки лежит пьеса нобелевского лауреата Джона Стейнбека). Кстати, играть драму труднее, чем комедию. Наш спектакль требует от зрителя внимания, он затрагивает тончайшие струны человеческой души. Высшей наградой для нас служит тот факт, что в финале многие зрители не скрывают своих слез. В репертуаре компании «Бенюк—Хостикоев» есть еще спектакль «Швейк». На базе Театра им. И. Франко он тоже идет, но для гастролей мы сделали другие декорации, собственный свет, музыкальное оформление, костюмы. Этот спектакль поставил Мирослав Гринишин, а мы с Богданом играем главные роли и считаем, что вправе его показывать под маркой нашей театральной компании.

— В вашем репертуаре на сцене Театра им. И. Франко есть спектакль-долгожитель «Мастер и Маргарита» (пьеса М. Рощина по роману М. Булгакова). Роль Воланда вы играете без дублера уже 18 лет! Ваш московский коллега Борис Хмельницкий, которого критики называют «русским Воландом» (актер первым на советской сцене сыграл эту роль в Театре на Таганке. — Т. П.) сказал, что считает своего героя не дьяволом, а чистильщиком. А для вас Воланд кто?

— Для меня он тоже не дьявол. Это сила, расставляющая все по своим местам. Для меня Воланд скорее не чистильщик, а справедливая сила, как это ни странно звучит. Я очень люблю этот спектакль и с удовольствием в нем играю. Мой герой не несет никакой отрицательной энергетики, и я не играю никакую дьявольщину, а то, что написал М. Булгаков: «Воланд — ангел, изгнанный из рая». В нем есть ангельское начало, но не в бытовом смысле. Он творит специфическое добро: можно сказать, что его добро с кулаками.

— Существует мнение, что каждого, кто так или иначе прикасается к постановке этого романа, обязательно преследуют неприятности. Вы ведь тоже «заплатили» за роль Воланда травмой ноги?

— Нет, травму я получил не в спектакле «Мастер и Маргарита», а как раз в «Белой вороне» — разорвал мениск колена. Представьте, уже был подписан контракт с Романом Виктюком, поставившим на меня и Наталью Макарову (знаменитую балерину) спектакль «Двое на качелях». Впереди радужные перспективы — гастроли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке... Три месяца мы репетировали в Лондоне. Я вернулся в Киев, чтобы сыграть Жюльена — романтического героя, через два дня должен лететь обратно за границу, и вдруг — на сцене проламывается доска, и я ломаю ногу. Вот такая судьба... Булгаковский персонаж тут ни причем. А шлейф слухов о некоем проклятье, которое витает над романом Михаила Афанасьевича, — это скорее из разряда театральных историй. Ведь актеры — натуры творческие, мнительные. Сегодня ты на вершине — популярен, успешен, а завтра о тебе уже забыли зрители. Вот и начинает актер копаться: почему меня не приглашают, может, сглазили? Ведь так просто свалить свои неприятности на кого-то... Я благодарен судьбе и прекрасному режиссеру Ирине Александровне Молостовой за то, что она подарила мне этот замечательный подарок — суперроль Воланда.

— Многие актеры болезненно переносят тот факт, что приходится переходить на возрастные роли. Как этот процесс проходит у вас: был мачо, секс- символ, а теперь роли отцов семейства приходится играть?

— Конечно, не скрою, приятно, когда тебя называют мачо, но звездной болезнью я никогда не страдал. Да и, по большому счету, нет у нас звезд, как на Западе. Пожалуй, лишь в шоу-бизнесе украинские эстрадные певцы надувают щеки и играют в игру, кто кого круче (у кого лимузин длиннее, о ком в желтой прессе чаще написали и т.д.), но все их потуги — лишь пиар. Актеры театра и кино ведут себя проще и естественнее. Мы более адекватно реагируем на действительность. По-моему, я неплохо адаптировался в роли отца «секс-символа» (так теперь в СМИ называют популярного актера Георгия Хостикоева. — Т. П. ). Мужчинам проще, а женщины болезненнее переходят в новый возрастной статус.

Актер — профессия зависимая, и наш актерский век короткий. Можно, конечно, сидеть и ждать, пока тебя заметят, предложат роль, а ведь годы идут — и нет гарантии, что судьба будет благосклонна. Мы с Богданом и Натальей решили не высиживать, ожидая манны небесной, а действовать, и создали компанию «Бенюк—Хостикоев» — не только играть, но и ставить спектакли по своему выбору.

— Почему в «Белой вороне» не играет ваш старший сын Георгий? И продолжит ли ваш младший сын Вячеслав актерскую династию?

— Георгий — самостоятельный человек. Я ему предлагал на выбор сыграть Жюльена или Короля, но сын сказал, что в «Белой вороне» не видит себя ни в какой из ролей. Он так решил. Может, действительно стоит передохнуть. Ведь недавно мы выступили партнерами в спектакле «Количество. Все его сыновья». Эту пьесу английского драматурга Керил Черчилл поставил режиссер Виталий Малахов. На мой взгляд, Георгий замечательно там играет несколько разноплановых ролей. Я рад, что он вообще не отошел от театра, и в дальнейшем буду его привлекать к другим своим проектам. На Георгия, как и на Наташу, нужно специально ставить спектакли, и это мы обязательно сделаем. А младший мой сын обязательно продолжит актерскую династию. Даже в «Белой вороне» я придумал для него небольшую роль. Он сыграет сына Менестреля.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ