Это одно из наиболее престижных мероприятий столицы Нидерландов, проходящее уже четвертый год подряд, на которое приглашают известных современных художников. Сегодня в Амстердаме живут и работают представители разных стран, что придает выставке интернациональный окрас. Живопись, скульптура, фотография, видео- и мультимедийное искусство представляли художники из Нидерландов, США, Египта, Кореи, ЮАР, Франции, Зимбабве и других стран. Так, огромную скульптурную группу, сваренную из металлических пластин, представил самый известный в Буркина-Фасо художник со скромным псевдонимом Папа Адама.
Выставочное помещение позволяло размещать значительные по размерам произведения на полу, стенах и развешивать под потолком (как это сделала Мерил ван Денберг с серией летающих бумажно-деревянных объектов). Однако место выставки обязывало и к значительным по содержанию произведениям, демонстрируя высокий профессионализм современной творческой мысли. Ведь для экспозиции была предоставлена наиболее старая церковь голландской столицы, основанная еще в 1250 году. Под металлическими узорчатыми плитами пола похоронены самые выдающиеся жители Амстердама, в числе которых — жена Рембрандта Саския, путешественник и один из основателей Нью-Йорка, герои войн, знатные вельможи и многие другие (всего — более 2500).
Многие спонсоры поддержали экспозицию современного искусства «Art in Redlight», что означает «Искусство в красном свете». Символика названия прежде всего соотносится непосредственно с районом «Красных фонарей», расположенным рядом со святыми местами, но еще имеет множество других оттенков (меня на выставку в Амстердам пригласила ее участница Жозе ван Туберген, экспонировавшая свои работы в Киеве). Диапазон художественных взглядов вернисажа не был ограничен рамками определенной темы. Многие работы имели сугубо визуальную привлекательность. Камерные абстрактные композиции, которые вырисовывало механическое устройство, ритмично сменяли рисунки в работах Гийса ван Бона. В небольших по размеру работах Тома Хубарда, выполненных в смешанной технике, гармонично совмещались цифровые фотографии, акриловая живопись, надписи, цифры и тому подобное. Зато гиперреалистические портреты Поля Легеленда смотрели с трехметровых полотен огромными глазами. В инсталляции Франсуа де Плеси главную роль выполняли книги из разных стран мира (туда даже попал учебник по алгебре на русском языке). Удачно процитировал, наверное, любимого Мунка скульптор Эмиль ван дер Крук, воплотив известные живописные образы в трехмерных деревянных фигурах. Живопись Марики Вифхазен напоминала цитату из Уорхолла, а именно — разноцветным тиражированием «звездного лица», лишенного каких-либо человеческих черт.
Но в целом в выставке доминировали произведения, рассчитанные на актуальный диалог с проблемами современности. Эхо Чернобыльской трагедии громко прокатилось под сводом храма, в унисон строгой музыке, исполняемой здесь во время богослужения на старинном органе. Черно-белая графика Мейнберта Гозевина ван Соста «Чернобыльские вдовы» изображает пять старых женщин, держащих в руках пять мужских портретов, прихорошившихся, с галстуками, как подобает на фото для паспорта. Какими же они были на самом деле, уже никто никогда не узнает.
Маленький мертвый ягненок Табиты Блок (покрытая золотом керамика), лежащий на поле в позе эмбриона, вызывает сочувствие, и любой зритель над ним может проливать слезы...
Особое внимание зрителей привлекал отдельный зал, где разместился коллективный проект (инсталляция, видео, звук) «Real dolls real people» («Настоящие куклы — настоящие люди»), посвященный женщинам старейшей профессии, до сих пор зарабатывающим в «Красном квартале» Амстердама. Приманка для туристов всего мира, оказывается, вызывает возмущение у многих жителей Голландии, тех, кто понимает античеловечность превращения тела в предмет покупки-продажи.
«Леди ночи», согласно концепции Зови Жанинка, были сымитированы манекенами, одетыми в привлекательные «спецкостюмы» с блестками, черным кружевом и перьями, и размещены в прозрачных боксах, напоминавших гробы. Посреди зала зрители по ступенькам поднимались в видеозал, где с мониторов видели настоящих, состарившихся и истощенных проституток, рассказывавших каждая свою жизненную историю. Реальность контрастирует с бутафорией и наводит на размышления. Бездуховность так же, как и техногенная катастрофа, может привести к деградации и разрушению цивилизации, о чем предостерегают современные художники.