Эта чрезвычайно светлая, добрая и чистая картина, которая принесла автору
в 1992 году гран-при на Международном фестивале фильмов для детей и юношества
в Харькове и получила высший рейтинг среди детских картин на кинофоруме
«Интерфест-92» в Москве, нашла зрителей в России, Германии, Израиле, США,
куда ее вывезли прокатные фирмы. А вот демонстрировать ее в Украине — дудки!
— Недавно я обратился к руководству государства с предложением, — говорит
режиссер, — временно прекратить финансирование детского кинопроизводства,
чтобы сначала исправить допущенные просчеты. Не правда ли — парадокс? Особенно
для режиссера, который уже несколько лет практически безработный? Согласен.
Но не знаю, как иначе привлечь внимание власть предержащих к вопиющим проблемам
детского кино...
«Почему мой фильм, созданный в основном на бюджетные средства на государственной
студии, не показывают в кинотеатрах и на гостелевидении? — спрашивает Николай
Седнив в открытом письме к Президенту Украины Л. Кучме. — Почему передаются
инофирмам вместе с негативами и правами на прокат другие детские фильмы
отечественного производства? А тем временем дельцы от детского кино предлагают
нам, безработным художникам, направлять творческую фантазию на ниву детской
порнографии».
Досадно, но факт: на отчаянный крик кинорежиссера в ответах из Минкультуры
и Национальной телекомпании Украины автору с профессиональной чиновнической
холодностью рекомендовали... самому начать поиски нынешних владельцев созданного
им фильма «Проснуться в Шанхае», финансировать его тиражирование, а далее
и реализовать авторское право на киновидеопрокат. Из этих писем понимаешь,
что сверзадача обоих ведомств — убедить режиссера в том, что его кинопроизведение
и не актуально, и не очень нужно украинскому юному зрителю. В этом же откровенно
убеждал корреспондента «Дня» начальник Управления кинематографии Министерства
культуры и искусств Николай Мазяр.
Самый существенный аргумент отказа показать фильм юной украинской телеаудитории,
выдвинутый в разговоре с корреспондентом «Дня» первым вице-президентом
НТКУ Игорем Жуковым, такой: НТКУ выбирает для демонстрации картины-призеры
фестиваля «Золотой цыпленок», учредителями которого являются Минкультуры
и Союз кинематографистов. Что же касается показа фильма «Проснуться в Шанхае»,
то И. Жуков заметил, что НТКУ не имеет лишних денег на его приобретение.
Поэтому чтобы картина появилась в телеэфире, нужно, по мнению вице-президента,
чтобы права на ее телепоказ приобрел... кто-то из украинских бизнесменов.
Но ведь Минкультуры Украины вложило в 1991 году в постановку фильма
«Проснуться в Шанхае» значительную долю средств — 150 тысяч рублей, а право
собственности на картину почему-то имеет московская фирма «ЦЕНДИСИ», которая
подписала договор с Одесской госкиностудией о финансировании финального
этапа съемок. И когда министр культуры и искусств Д. Остапенко успокаивает
в одном из писем режиссера Н. Седнива, что созданный им «фильм оттиражирован
фирмой, которая занималась его кинопрокатом, и послан кинопрокатным объединениям»,
становится понятным, почему по окончанию съемок украинских детских фильмов
московские видеопрокатчики имеют все основания поднять бокалы за талант
украинских кинематографистов. Ведь для показа в России, а не в Украине
тиражируют картину москвичи, и прибыли от ее проката также навряд ли в
Киев переводят.