25 июня Театр на Подоле заканчивает свой тридцатый сезон. Год был непростым для творческого коллектива. Долгожданный театральный дом до сих пор не сдан в эксплуатацию, но работать «на колесах» артистам не привыкать. В этом году они играли на маленькой родной площадке «Театральной гостиной», а также арендовали помещение Малой сцены во дворце «Украина» и почти каждый вечер их спектакли проходили с аншлагами! За сезон состоялось три премьеры: комедия «Сильнее страсти, больше чем любовь» по А. Чехову, трагедия «Мать» по К. Чапеку и комедия абсурда «Последнее приземление, или Один день из жизни внутреннего органа» по А. Куркову. О том, что нового появится в репертуаре театра и когда состоится новоселье, «Дню» рассказал художественный руководитель Театра на Подоле Виталий МАЛАХОВ:
— Этот сезон у нас прошел под лозунгами «Ожидания, строительства и подготовки коллектива к работе на новой сцене». В настоящий момент ищем пьесы для постановок, ведем переговоры с разными режиссерами. Уже договорились с Валентином Козьменко-Делинде, который живет в Словакии, чтобы поставил на нашей сцене спектакль «Вера, Надежда, Любовь» по текстам Александра Куприна. Это будет продолжение нашего творческого проекта ставить авторов, которые писали и пишут о Киеве, в частности о Подоле и Андреевском спуске. Это, так сказать, постановки, где одним из основных является географический признак произведения, который связан с Украиной. Есть у нас планы, чтобы Стас Жирков (руководитель театра «Золотые ворота») сделал инсценизацию «Дівчини з ведмедиком» по модернистскому роману украинского писателя Виктора Петрова-Домотовича (1894—1969), который был написан в 1928 году. В настоящее время во Львове переиздают это произведение, а сценическую адаптацию по-видимому осуществит Павел Арье. Я хочу восстановить постановку «Вертеп» по адаптованным текстам XVII века и поставить «Хіба ревуть воли, як яcла повні?» по Панасу Мирному. Оба спектакля музыкальные, уже договорились с композиторами, чтобы написали оригинальную музыку к ним.
Есть у нас желание возобновить легендарные постановки, в частности, чеховского «Дядю Ваню» (этот спектакль в 2002 г. получил четыре премии «Киевской пекторали». — Т.П.). Мы сделали несколько репетиций, и несмотря на то, что актеры за десять лет изменились, спектакль до сих пор жив. Костюмы и декорации сохранились, а главное — актеры играют с драйвом. А вот шекспировский «Сон в летнюю ночь» сделаю обновленную версию и привлеку к постановке молодежь.
Недавно в Киев приезжал Андрей Жолдак. Ему очень понравился наш новый театр, и мы решили, чтобы он поработал с нашим коллективом. Есть несколько идей, но сразу договорились, что эпатировать публику, когда режут свиней на сцене и пугать детей, Андрей не будет. Кстати, в Михайловском театре Жолдак поставил «Евгения Онегина». Это был его очень успешный оперный дебют, который вызвал резонанс среди публики и критиков.
Новые постановки требуют средств и их нужно искать. Сейчас мы заключаем соглашение с известным продюсером Олегом Коханом (президент кинокампании SOTA Cinema Group. — Т.П.), который заинтересовался театром и, возможно, на определенных условиях мы с ним будем сотрудничать, сделаем неординарные постановки, привлечем известных режиссеров, сценографов, звезд.
Спектакли у нас идут на украинском и русском языках. Я считаю, что уничтожать все русские постановки не нужно, но постепенно перейдем на украинский репертуар. Так, в настоящее время работаем над пьесой «Продавець дощу» американского драматурга Ричарда Нэша и для этой постановки заказали оригинальный украинский перевод, а что касается произведений русских авторов, то я считаю, что их нужно играть на русском языке. Ничего страшного здесь нет. А то, что сегодня репертуар становится более украино-язычным, это вызовы нашего времени и никаких указаний «сверху» нам по этому вопросу не спускают.
На данный момент существует две основные проблемы, касающиеся нового здания нашего театра. Напомню, «Громада Андріївського узвозу» подняла волну в соцсетях. Ее представителям не нравится здание театра, построенное по проекту Олега Дроздова. Напомню, мэр Киева предложил создать Рабочую группу и обсудить все болезненные вопросы. В состав этой комиссии вошло 19 человек. Это представители от разных организаций, в частности, от союзов архитекторов и театральных деятелей, «Громади Андріївського узвозу», мецената, депутатов Киеврады и др. Эта рабочая комиссия собирается по пятницам и на заседаниях решаются все спорные вопросы. Кстати, на сегодня уже снят вопрос об эстетике здания. В настоящий момент ожидаем экспертизы относительно того, были ли допущены при строительстве инженерные ошибки. Есть уже экспертные оценки пожарников. Потихоньку на все горячие вопросы специалисты дадут ответы.
Проблема есть еще в том, что весь Андреевский спуск с 2013 года не введен в эксплуатацию! То есть рабочей документации на электроснабжение, канализацию нет! Поэтому подключить сейчас дом на спуске достаточно сложно. Кстати, меценат выделял 3 миллиона гривен на реконструкцию технической подстанции и обеспечение электроэнергией всего Андреевского спуска. Но поскольку «Киевэнерго» — частная компания, то они отказались от этого проекта. Теперь для нас сделали новый проект, и эта подстанция будет вмонтирована в наше здание. Для нас это хорошо потому, что будем иметь собственную энергетическую подстанцию, но соседи с домов на Андреевском спуске уже пишут нам письма с просьбой подключиться к нашей подстанции. Это займет определенное время. Думаю, что электрическую подстанцию сдадут в конце августа. А в конце сентября мы откроем новый 31-й сезон, и наконец-то состоится новоселье театра.