Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В отсутствии испытаний

За последние пять лет на киевской сцене не появилось новой генерации театральных художников
28 марта, 2002 - 00:00


Театры предложили довольно узкий круг кандидатур: из режиссеров — только Е. Курман (причем на верхней возрастной границе; к тому же, если человек работает в профессии около 10-и лет, — это уже не «молодость», а зрелость); из драматургов, композиторов, сценографов, балетмейстеров — ни одного; актеры чаще всего представлены одной-двумя работами

Всеукраинский смотр работы театров с творческой молодежью — мероприятие, названное и организованное как в «старые добрые» времена: возрастной ценз, аналогичный бывшему комсомольскому; региональный и всеукраинский этапы, отчеты театров, выдвижение кандидатур специальными комиссиями…

Однако вряд ли целесообразно обойтись по этому поводу сплошной иронией и действительно меткой цитатой из режиссера-парадоксалиста Николая Акимова: «Помещая в театре лозунг: «Дорогу молодежи!» — нужно просто следить, чтобы он был расположен вдоль этой дороги, а не поперек». Каким бы ни был Смотр — он дал импульс рассуждениям о действительно существующих проблемах, стал «срезом» сегодняшней ситуации относительно природной кадровой ротации в театральных коллективах.

Основной вывод такой: за последние пять лет на киевской сцене не появилось новой генерации художников — актеров, режиссеров, сценографов.

Начало и середина 90-х отмечены ярким вхождением в профессию актеров: Виталия Линецкого, Дмитрия Лаленкова, Анастасии Сердюк, Льва Сомова, Светланы Орличенко, Натальи Доли, Елены Узлюк, Анатолия Суханова, Олега Стальчука, Татьяны Олексенко, Владимира Цивинского, Снежаны Егоровой, Олега Треповского, Антона Мухарского, Михаила Жонина, Ольги Радчук, Николая Шкарабана; появлением целой волны так называемой школы Мытницкого в режиссуре (Александр Балабан, Алексей Лисовец, Юрий Одинокий, Дмитрий Богомазов, Дмитрий Лазорко), поддержанной также учениками других педагогов — Евгением Курманом, Артуром Артименьевым, Сергеем Кляпневым. В последние же годы мы видим только одиночные дебюты, большей частью не столь выразительные.

Поэтому и театры предложили довольно узкий круг кандидатур: из режиссеров — только Е. Курман (причем на верхней возрастной границе; к тому же, если человек работает в профессии около 10 и лет, — это уже не«молодость», а зрелость); из драматургов, композиторов, сценографов, балетмейстеров — ни одного; актеры чаще всего представлены одной двумя работами.

Причины такой стагнации, очевидно, кроются и в устарелости негибкой модели государственного репертуарного театра, и в падении общественной престижности театральных профессий, а в более узком смысле — в кризисном состоянии профессионального образования, которое в целом не соответствует требованиям времени и большей частью работает «вхолостую», готовя кадры для театра вчерашнего дня.

Но естественное обновление так или иначе — даже если и вынужденно — происходит. Для музыкального (а тем более — балетного) театра это является необходимостью просто физически-физиологической, да и для драматического оно постоянно необходимо. Поэтому ведутся и определенная селекция, и дальнейшая работа с молодежью. Хотя, формулировка «робота с молодежью» — также явно из предыдущей эпохи. Очевидно, как-то специально и отдельно это делать не стоит: нужно просто создавать возможности для испытания в стенах театра как можно большего числа молодых актеров, режиссеров, сценографов (хотя это, опять-таки, довольно тяжело при существующей системе штатных расписаний, ставок и тому подобное); все же остальное — дело самоорганизации и самоурегулирования театрального коллектива, действительно творческой атмосферы в нем; развитости педагогических навыков у режиссеров как имманентной составляющей этой профессии. Современная режиссура, однако, чаще всего обходится сугубо постановочными функциями, не беспокоится о судьбе актера, а только использует его в определенном, нужном в данной конкретной работе, качестве — и не больше.

Среди представленных театров наиболее последовательную «молодежно сориентированную политику» проводит Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Здесь на сцене регулярно видим новые лица; выдвинутые кандидатуры представлены многочисленными и принципиально разными работами, к тому же рядом с Дарьей Лободой , Андреем Самининым , Сергеем Петько (до перехода на Левый берег он несколько лет был активно действующим артистом ТЮЗа) недавно дебютировали на сцене театра Олеся Жураковская, Максим Костылев, Оксана Русин, большой творческий опыт имеет Леся Самаева. Наконец, именно в этом театре регулярно работают молодые художники Олег Лунев и Татьяна Русецкая; первые шаги в профессии (даже если не всегда это завершается премьерами) традиционно делают студенты-режиссеры курса Эдуарда Мытницкого.

Так же традиционно пополняются выпускниками Харьковского института искусств кукольные театры. Государственный кукольный театр под руководством Юрия Сикала выставил на смотр только один спектакль — «Оловянного солдатика», но весь его актерский состав молодежный и производит (а тем более мужчины — Сергей Несин , Евгений Огородний ) хорошее впечатление. Есть, правда, сугубо методологическая проблема: актеры, не спрятанные за ширмой, больше сами отыгрывают ситуации и реакции на них, чем «оживляют» куклу, которая часто выглядит дополнением, а не основным действующим лицом, — но это последствия активного освоения в последние десятилетия «живого плана» в кукольном театре в целом, и здесь молодые киевские актеры просто существуют в русле общей тенденции.

Более проблематично выглядит ситуация в Молодом театре. Представленные комиссии Анна Васильева и Дмитрий Тубольцев еще, по сути, не имеют серьезных работ, из которых можно было бы составить целостное представление об их одаренности; одной только роли Русалочки маловато для такой своеобразной актрисы, как Ирма Витовская ; Кирилл Бин , Наталья Васько , Александр Богданенко , Максим Максимюк появляются на этой сцене спорадически и пребывают в тени старших коллег.

Молодые исполнители в музыкальных театрах — тема для отдельного, более профессионального разговора. Но и здесь можно отметить Детский музыкальный театр, который пытается активно привлекать молодежь (скажем, идеальной актрисой для театра такого профиля является Тамара Ходакова , отмеченная также и экспертами «Киевской пекторали» среди наиболее ярких дебютантов года).

Одно только появление Елизаветы Гаврилюк не может стать панацеей в давно назревшем «вливании свежей крови» в катастрофически состарившийся организм Театра оперетты — однако глаз действительно радуется молодой актрисе с прекрасными внешними данными и консерваторским образованием (правда, навыков сугубо актерского мастерства ей еще недостает, и сценическая практика театра на сегодня ей вряд ли сможет помочь).

На таком общем фоне очень странным выглядит то, что своих кандидатур на Смотр не представил упомянутый ТЮЗ на Липках — ведь в него каждый год вливается целая армия выпускников театрального института, а такие актеры, как Анна Саминина, Анжелика Горб и другие уже имеют серьезный багаж разноплановых ролей.

Так же не представлены в смотре Театр на Подоле, Экспериментальный театр и «Колесо» — там просто не работают настолько молодые актеры, режиссеры, художники, что является безошибочным признаком некоторой стагнации (правда, Экспериментальный театр активно работает со студенческой молодежью НУКМА в рамках распространенной в мире модели «университетского театра»). А сугубо молодежный Драматический театр на Печерске, актеры которого Елена Лазович, Георгий Жуков, Игорь Мамчур ярко заявили о себе еще в дипломных работах, — вообще является «виртуальной реальностью»: какая-то творческая деятельность там, бесспорно, продолжается, но ее результаты практически не выходят на «поверхность» театральной жизни города (разве что недавно прошла первая за три года открытая и должным образом разрекламированная премьера — «Слуга двух господ» по Карло Гольдони).

В общем представительство театров в Смотре, обусловленное в Положении, вызывает некоторые вопросы. Несмотря на внекатегорийный статус национальных театров, очевидно, все же не стоит ставить их в исключительное положение по сравнению с городскими театрами, вырывая, таким образом, из единого киевского контекста, где все они естественно сосуществуют. С другой стороны, ситуация с молодежью в национальных театрах тоже не такая благополучная. На сцене Театра им. И. Франко в крупных ролях регулярно появляются только Оксана Батько и Назар Заднипровский, хотя молодых актеров в театре много. Андрея Приходько уже тяжело назвать «молодым режиссером», а спектакли Александра Мирошниченко быстро исчезают из репертуара. Так же и в Театре русской драмы: там работает «Студия молодых актеров», много молодых лиц, но отметить среди этой массы можно разве только Ивана Марченко и Ирину Новак, а также Александра Никитина, который недавно перешел из Донецкого театра и сразу же был активно задействован в репертуаре; молодые режиссеры — только Ирина Барковская и Олег Никитин, который продолжает работать «хроническим» ассистентом.

Еще один открытый на сегодня вопрос (казалось бы, формальный — но существенный): какие именно театры могут принимать участие в смотре. Слово «государственный» в соответствующем Положении не отмечено нигде, однако сами формулировки не предусматривают привлечения негосударственных театров. Здесь актуальны принципиальные коррективы: ведь, скажем, в частном «Серебряном острове» под руководством Людмилы Лымарь довольно плодотворно работают Николай Шекера и Елена Огородийчук, а в «Свободном театре» вообще все молодые — от режиссера Артура Артименьева до актеров Антонины Макарчук, Андрея Кирилова, Анны Святой и других. Очевидно, далее Смотр должен охватывать самый широкий круг театров, театральных группировок, антреприз — чтобы фиксировать полную картину и не проворонить ростки нового и перспективного.

В общем же, отметить художников, тем более начинающих, вовремя их заметить, поддержать — никогда не лишнее, даже и несколько архаическим способом. А вот сделать из Смотра, который проводился впервые (поэтому является «дебютантом» так же, как и его герои), действительно престижную процедуру, своеобразную стартовую площадку для запуска на орбиту будущих звезд — уже задание на будущее.

P.S. В тексте подчеркнуты фамилии тех, кто стал лауреатами регионального — киевского — этапа Смотра.

Анна ЛИПКОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ