Сегодня в Киево-Могилянской академии состоится презентация
сборника «У чеканні театру. Антологія молодої драматургії».
Она дает довольно широкий срез тем, интересов и эстетических
поисков молодых авторов, пришедших в драматургию во время ее глубочайшего
кризиса, в ситуации разорванного пространства и времени, прерванных традиций,
не рожденного новаторства, самопроизвольной и хаотичной смены системы ценностей
и координат.
Возможно, поэтому в большинстве пьес действуют не герои
и не антигерои, а дезориентированные персонажи, отождествляющие реальность
с собственными психологическими комплексами, воспринимающие ее как что-то
однозначно враждебное и замирающие в абсурдистско-символическом ожидании
перехода в Смерть-Ничто (Леся Демская, Анатолий Днистровый, Елена Савчук)
или погруженные в пространство сюрреалистической притчи (Сергей Щученко,
Неда Неждана). Эстетическая пережитость такой тематики западноевропейской
культурой накладывает знак вторичности на работы молодых украинских драматургов,
несмотря на их неоспоримую талантливость.
На бытовых и общественных реалиях нашего времени строится
конфликт только двух пьес антологии — «Житие простых» Натальи Ворожбит
и «Территория «Б», или Если раздеваться — так уж раздеваться» Олега Миколайчука-Низовца.
Однако и здесь слишком уж ощущается влияние драматургии 70-80-х годов,
в частности Ярослава Стельмаха и Александра Вампилова.
Впрочем, как по мне, такая вторичность — это не приговор
и не свидетельство эстетической несостоятельности, а отражение общественной
ситуации. Ведь для рождения самобытной драмы нужны как минимум полюсы общественного
идеала, между которыми структурируется иерархия общественных и нравственных
ценностей. Ведь драма — это конфликт, а в противостояние можно вступить
с силой, которая сопротивляется: с правилом, законом, рутиной, банальной
повседневностью. Необходимо рутинное, т.к. без него невозможно понятие
свободы, выбора, а, следовательно, и действия — сути драмы. Возможно, герои
пьес наших молодых современников действуют в придуманном ими самими иллюзорном
пространстве или же просто статически замерли потому, что окружающая хаотическая
реальность делает невозможной любую стабильную опору?
Хотя, Неда Неждана в пьесе «Школа шутов» опирается именно
на такое отсутствие опоры, на характерный для нашего времени излом человеческой
личности, растерянно и автоматически пытающейся действовать в соответствии
с ситуацией, играть роль, которую ей предлагают обстоятельства. Не узнаваемая
ли ситуация? Не в ней ли формируются конфликты нашей жизни, все больше
требующей в личности, устав от шутов и марионеток?