Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В переводе не нуждаются

20 лет сотрудничают студенты Академий художеств Киева и Мюнхена. Каков результат?
15 июня, 2010 - 20:09
ФОТО КРИСТИНЫ АНТОНЮЖЕНКО

Мюнхенская школа живописи была представлена в Центральном доме художника. Она поражала своей простотой и смелостью. Художники этой когорты часто не обременяют полотно грунтовкой, пишут сразу на зернистом полотне, словно обнажая его красоту (Олег Ясенив). Сами же образы превращаются или в едва заметные линии, или в серию разноцветных крючков, подчиненных элементарному ритму и композиции самых простых геометрических фигур (Алексей Коваль). Художники не жалеют полотна, размер их картин преимущественно довольно значительный, а иногда и неожиданный, например, вытянутый пропорциональный овал картин Штефана Шесля сам по себе уже говорит изобразительным языком формы. Поэтому и само полотно не обременено образами — несколько разноплановых штрихов и вот она: основа для философии. Другим способом выполняет свои картины Гонт Гонг Гуанг — полностью покрывает светлое полотно широкими мазками ярких красок. Есть какая-то особая гармония в этом сочетании, когда сам цвет становится образом, несущим настроение, заряд и соответствующее восприятие.

— Проект посвящен 20-летию сотрудничества между Мюнхеном и Киевом. Тогда был подписан договор, студенты нашей Академии изобразительных искусств и архитектуры поехали в Мюнхенскую академию, где погрузились в совсем иной художественный мир. Ныне о событии вспомнили в Мюнхене и решили отпраздновать дату с очерчиванием результатов соглашения, — рассказала «Дню» куратор выставки, искусствовед Ольга ЛАГУТЕНКО. — Мюнхенские художники предложили несколько провокационный ход — диалог для размышлений: «Мы работаем, а вы развлекаетесь». Они считают, что традиции украинской и мюнхенской школ довольно разные, поэтому каждая сторона может сказать, что это мы работаем, а вы — развлекаетесь. В итоге выставка стала хорошей возможностью для украинцев увидеть, какие возможны диалоговые отношения. Искусство — более выразительный язык для общения, чем язык, которым мы обычно пользуемся.

Язык мюнхенских художников — своеобразен. Например, неожиданная скульптура Сюзанне Тимана. Он изображает дуэль героя со своим зеркальным отражением («Дуэль») в то время, когда сам стоит под прицелом. Новаторская для Украины и скульптурная композиция «Гири» — рельеф с изображением мужчины с гирями на вытянутых руках с подвижной головой, которая идет кругом, которую зритель наблюдает в увеличенном круглом стекле. Автор экспериментирует с текстилем и создает скульптуру из пучка разноцветных толстых нитей, открывая красоту их поперечного среза. То есть немецкие художники демонстрируют особое, отличное умение увидеть красоту в будничном, любоваться простой формой, превратить цветной мазок в образ и тому подобное.

Зато украинские художники продемонстрировали присутствие образа в живописи: это и полотно «Сначала» (2009) Сергея Зорука, «Кит» Олега Ясенева.

— В нашей стране культура развивалась в одном направлении, а в Германии — в другом, поэтому между ними — пропасть, — убежден координатор выставки из Мюнхена Алексей КОВАЛЬ. — Мне было 19 лет, когда я оставил Киев. Вот уже одиннадцать лет живу и работаю в Мюнхене. Интересно попробовать что-то новое. К сожалению, искусство в Украине слишком закрыто, а в Европе легко преодолеваются мировые границы и изучать искусство можно на оригиналах.

Пересекутся ли параллели разных культур и сегодня, об этом можно будет говорить со временем. В будущем году пройдет выставка в Мюнхене украинских художников. Общий каталог подытожит результаты двух выставок, на материалах которых и можно будет прийти к выводу о работе и развлечениях обеих школ живописи и скульптуры.

Юлия ЛИТВИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ