Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В поисках радости

В Днепропетровске прошла премьера спектакля «Мир дому твоему»
2 декабря, 2009 - 19:56
В АКТЕРСКОМ ДУЭТЕ ЖАНА МЕЛЬНИКОВА (ТЕВЬЕ) И ЛЮДМИЛЫ ВЕРШИНИНОЙ (ГОЛДА) ЧУВСТВУЕТСЯ ЕДИНЕНИЕ И ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

В Театре русской драмы им. М.Горького его поставил по мотивам повести Шолом-Алейхема «Письма Тевье-молочника» художественный руководитель коллектива Жан Мельников (он выступил не только как режиссер, но и как сценограф и исполнитель главной роли). Этот спектакль потребовал много сил, времени и труда. Для своего актерского персонажа режиссер и в жизни преобразился внешне. Наверное, не зря все известные актеры, сыгравшие роль Тевье, признавались, что эта работа меняет мировоззрение...

«Шолом-Алейхем» в переводе означает «Мир Вам». Смысл этих слов воплотился не только в псевдониме будущего классика мировой литературы Шолома Рабиновича. Поиск мира на земле и в душе — основа творчества еврейского писателя. Жизнь его не баловала, довелось осваивать многие профессии — от учителя до финансиста. Но, конечно, мечтой Шолом-Алейхема было увидеть на сцене своего Тевье-молочника. К сожалению, прошло немало времени, пока к миру дошли его «Письма». Ныне театры многих стран обращаются к наследию Шолом-Алейхема. Хотя, если говорить об истории появления в театрах Тевье, нужно вспомнить о мюзикле 60-х годов «Скрипач на крыше». Его премьера состоялась в Дейтроне, но не имела большого успеха. Мировое признание спектакля началось с Бродвея, когда ее продюсером стал Герольд Принс, а режиссером Джером Роббинс. А после того, как экранизированный Джуисоном «Скрипач на крыше» получил три «Оскара», постановку ждал ошеломительный успех.

В бывшем СССР по мотивам «Писем Тевье-молочника» драматург Григорий Горин написал пьесу «Поминальная молитва». Ее поставил в Ленкоме Марк Захаров, а роль Тевье сыграл Евгений Леонов. В Украине легендарным стал киевский спектакль Театра им. И. Франко. Его создал замечательный режиссер Сергей Данченко «Тевье-Тевель», а в главной роли уже много лет выступает Богдан Ступка (именно этого актера внучка Шолом-Алейхема, писательница Белл Кауфман назвала «лучшим Тевье», когда франковцы гастролировали в США). Среди массы разных инсценировок по мотивам произведений классика равную киевской версии сегодня найти нелегко, но, может, это случится в Днепропетровске?

Наследие писателя Шолом-Алейхема для каждого театра представляет свою сложность. Для его успешной постановки существует два варианта — взять за основу известную пьесу Горина «Поминальная молитва» либо создать по мотивам повести новую сценическую редакцию, как поступил Жан Мельников. Его многолетний сценографический замысел зрители увидели на сцене Театра русской драмы им. М. Горького. Спектакль «Мир дому твоему» дарит оптимистическое настроение. Тевье-молочник — человек, гонимый отовсюду. Но он философски относится к каждой ситуации. Тевье стремится жить по «Писанию», которое учит с пониманием относиться к человеку, несмотря на различия в национальности и вере. Тевье преступает свои принципы, приняв женитьбу дочери Хавы и Федьки. Он искореняет в себе стремление к богатству, позволив другой своей дочери, Цейтл, выйти замуж за бедного, но милого ей Мотла. Тем самым он нарушил обещание породниться с лавочником Лейзером. Тевье отпускает и еще одну дочь, Ходл, в ссылку с ее избранником. А в финале истории он с достоинством принимает весть, что еврейские семьи выселяют из родной деревни.

Хотя события на сцене происходят нерадостные, но спектакль оправдывает свой жанр — трагикомедия. Своим отношением к жизни Тевье сам делает жизнь счастливой...

Перед исполнителями спектакля стояла задача разобрать характер своего образа до основания и, что самое сложное, затем воплотить его на сцене. К сожалению, в полной мере это осуществил только режиссер и исполнитель роли Тевье — Жан Мельников. Он действительно «переболел» своим персонажем. В игре артиста чувствовалась легкость и неравнодушие в каждом сказанном слове. Получилось так, что Тевье-Мельников вел коллег-артистов за собой. На его игре «держится» спектакль.

Мельникова дополняет игра исполнительницы роли жены Тевье — Голды — Людмилы Вершининой. В их актерском дуэте чувствуется единение и высокий профессионализм, чего не скажешь о дуэтах их коллег Елены Володиной (Цейтл) и Артура Опрятного (Мотл), Людмилы Журавель (Ходл) и Якова Ткаченко (Перчик), Екатерины Козуевой (Хава) и Арсена Босенко (Федька) — они молодые и перспективные актеры, но, похоже, еще не сыгрались как команда.

Среди «плюсов» постановки: ярко передал образ Урядника Анатолий Дудка, а роль Перчика — одна из актерских удач Якова Ткаченко, исполнитель эпизодической роли Менахема (Андрей Мельников) развивает свой дар актерской наблюдательности... Следует заметить, редко встретишь сложный по концепции спектакль, где сценографию, режиссуру, исполнение главной роли осилил один человек. Для Жана Мельникова эта постановка — его творческая удача.

Наталия АНДРЮЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ