Драматическую кантату в четырех частях Берлиоз посвятил другу и пропагандисту своего творчества — Листу. Премьера состоялась 6 декабря 1846 года в Театре комической оперы в Париже, за дирижерским пультом был автор — Гектор Берлиоз, но это произведение публика сначала не восприняла. Однако прошло время — и музыковеды назвали «Осуждение Фауста» «вершиной творчества Берлиоза! В этом произведении чувствуется грандиозный размах, красочность контрастных картин, построенных на смене лирических, фантастических и бытовых образов, звучит блестящий оркестр с новаторскими приемами инструментовки». В кантате много ярких эпизодов, в частности таких, как «Ракоци-марш», серенада Мефистофеля и песня Брандера (классические хиты из репертуара Ф. Шаляпина).
Композитор свободно трактует трагедию Гете. Фауст Берлиоза — типичный романтичный герой с отчаянной душой, который ищет покой и счастье, но для него нет спасения ни на земле, ни на небе. Смерть Маргариты не приносит ему искупления... Берлиоз подчеркивает неизбежность гибели героя самим названием — «Осуждение Фауста» — и заканчивает сюжет скачкой Фауста и Мефистофеля на черных дьявольских лошадях в адскую бездну...
Сейчас гранд-премьеру меломанам подарят музыканты Национального симфонического оркестра Украины под руководством Владимира Сиренко (на фото), хористы капеллы «Думка» (художественный руководитель — Евгений Савчук), а солистами выступят: Карина Кондрашевская, сопрано (Маргарита), Александр Чувпило, тенор (Фауст), Андрей Маслаков, бас-баритон (Мефистофель) и Александр Харламов, бас (Брандер), которые выступят на сцене Национальной филармонии (в рамках фестиваля «Киевская весна»).