Глубокий, трогательный, чувственно и художественно богатый спектакль показали на сцене Нового драматического театра на Печерске. Постановка «Счастье» по повести Андрея Платонова «Река Потудань» — совместный проект театра и мастерской Андрея Билоуса (режиссер-постановщик спектакля и автор инсценировки).
Можно сказать, что спектакль с таким названием и смысловым наполнением для творческого коллектива, в шутку прозванного «крыжовником» (художественный руководитель — Александр Крыжановский), символичен. Ведь это последняя постановка на родной сцене — Театр на Печерске меняет «место жительства» в поисках нового счастья...
История Любы (Екатерина Кистень) и красноармейца Никиты Фирсова (Борис Орлов) настолько чиста и проникновенна, что, кажется, проиграть ее сложно. Главное действие происходит в душе героев. Ведь как сыграть до болезненного трепета всепоглощающую силу любви? — которая не подвластна времени, не послушна обстоятельствам и даже желаниям плоти — страх причинить боль и нарушить таинство чувств делает героев беспомощными... Но благодаря неординарному композиционному решению, какой-то совершенно естественной слаженности актерского ансамбля в спектакле «Счастье» это удается.
Действие построено таким образом, что сюжет разыгран не только в диалогах — артисты выступают еще и повествователями событий: пересказывают историю своих героев, будто пристально разглядывая их со стороны. Они же — хор (Владимир Кузнецов, Светлана Баша, Екатерина Варченко, Денис Мартынов, Юрий Якуша), который словно находится в ином пространстве, воспевая песню жизни, какой бы она ни была — тихой и одинокой, или бурлящей, как родник. Ведь река Потудань со своими порой неровными ритмами и есть эта самая жизнь. И герои спектакля, то вытягивая друг друга из омута, то нежась в ощущении тепла, то, поддавшись неловкости и утопая в чувствах, изучают ее, стремясь к счастью. При таком построении спектакля режиссеру удалось максимально целостно сохранить богатейший платоновский текст.
Вся трепетность, откровенность спектакля передается и зрителю. Главным образом, благодаря тому, что в спектакле все живое — трава, по которой ходят босыми ногами герои, вода как лейтмотив жизни, дерево — память, время, первозданность. И даже свисающий груз-маятник, от которого герои освобождают друг друга (сценография Бориса Орлова). Живые и эмоции — от детской радости до глубокой трагедии, а также физические ощущения (стоит лишь вспомнить, как сжимается сердце, когда видишь голодную, уязвленную собственной беспомощностью Любу). Да и счастье — такое долгожданное и выстраданное — тоже живое. Сами герои — понятны и просты. В этом их трогательность и привлекательность. Ведь, несмотря на бедность (костюмы-обноски, следы золы и пыли), бедствия, голод, страх и потери, они сохранили главное — способность любить, ждать, беречь, искать и возвращаться к истокам. И любовь их чиста и естественна, как кровь, текущая по венам. И, наверное, вполне объяснимо, что после просмотра спектакля возникает дивное ощущение: кажется, что каждый зритель приобрел хотя бы на время действия свое маленькое, честное, пусть и ускользающее, счастье...