Центром «Музыкальных премьер сезона-2009» стал проект «Музыка киевских композиторов в кино», который невольно указал один из путей обновления концепции фестиваля.
Завершился ежегодный Международный весенний форум современной академической музыки. Ввиду того, что даже такие масштабные и заметные отечественные творческие проекты как, например, Конкурс им. В. Горовица или Фестиваль балета им. Сержа Лифаря в этом году из-за финансовых проблем не проводятся, то «Музыкальные премьеры сезона» можно считать фестивалем-героем. Его организатор — Национальный Союз композиторов Украины — все-таки рискну его проводить, хоть и на основе мизерного как для такого действа бюджета: 100 тысяч гривен. Поэтому срок фестиваля сократился с традиционных 8 — 10 дней до шести, а также пришлось отказать иностранным участникам. Таким образом, украинская музыка оказалась в ситуации почти полного отсутствия международного контекста (за исключением одного из последних концертов, где звучали произведения современных американских композиторов). Как результат — эффект фестиваля, который, как говорят, «варится в собственном соку».
Однако дирекция феста нашла, по-видимому, наиболее удачный способ, чтобы как-то нейтрализовать, затушевать этот факт: музыкальный марафон решили «разбавить» другими видами искусств, в данном случае кинематографом. Так возник проект «Музыка киевских композиторов в кино». Он действительно оказался прекрасным во всех отношениях. Во-первых, в экономическом, поскольку администрация Дома кино предоставила свое помещение для трехдневной трансляции фильмов бесплатно. Во-вторых, проект заполнил «окна» фестиваля, заняв половину из шести дней. Наконец, он оказался на высоте в просветительском смысле: большая половина показанных картин сейчас хранится в государственных и частных архивах, их не увидишь на экранах киевских кинотеатров, а на отечественном телевидении и подавно, поэтому большинство зрителей действительно открыли для себя некоторые фильмы впервые. Назовем, к примеру, документальную ленту режиссера Николая Бурноса «Ad fontes», посвященную скандально известной киевской истории «баховского архива», копии материалов которого ныне хранятся в Центральном архиве-музее литературы и искусства Украины. Или фильм Игоря Малахова «Своя судьба. Сон» на музыку Святослава Лунева, который демонстрирует новый взгляд на украинскую историю конца XIX начала XX веков, и традиционно трактуется сквозь призму глубокого пессимизма и трагического мироощущения; вместо этого здесь конкретный исторический отрезок предстает с точки зрения эволюции социальной в первую очередь, впрочем, не без интересных наблюдений за атрибутикой эпохи, самим изменением оттенков «цвета» и «голоса» времени.
Показы фильмов сопровождались вступительным словом автора проекта, музыковеда Галины Степанченко, это были короткие экскурсы в историю создания ленты и написания музыки к ней, а также привлечение к слову и самих авторов. Итак, акция невольно указала один из возможных путей обновления фестивальной концепции, которая бы учитывала не только симфоническую, камерную, вокальную музыку, а и музыку кинематографа, который имеет, во всяком случае, одно большое преимущество над другими музыкальными жанрами: возможность выхода к многомиллионной публике. Структуру самой музыкальной части фестиваля можно назвать традиционной. К минусам организации фестивального времени стоит отнести очень затяжные четырехчасовые концерты с несколькими антрактами как, например, камерный концерт «Non stop», который состоялся в Малом зале Национальной музыкальной академии. Это было бы возможно в случае проведения творческой акции в свободной форме, например, перформенс, где публика является потенциальным участником художественного действия. Однако академическая сцена, рассчитанная, как правило, на двухчасовой концерт, для подобного эксперимента не предоставляется: постоянное движение публики то в зал, то из него, что отвлекает, кому-то приходится выступать вообще чуть ли не перед пустым залом, наконец, восприятие подобного объема художественной информации для одного раза явно слишком велико.
Зато в сфере исполнительской культуры заметны определенные позитивные сдвиги: изменилось именно отношение музыкальных исполнителей к произведениям их современников, появилась осознанность игры, определенный азарт, в отличие от бывшей пассивности, внешней беспристрастности, а также этическая ответственность артиста или коллектива за качество того или иного художественного факта. Именно это чувствовалось, например, в исполнении Струнного квартета Сергея Пилютикова, Сонате для баяна и Трио для кларнета, виолончели и фортепиано Валентина Бибика, очень хорошо прозвучал струнный Ансамбль «Vicorda» с музыкой Богданы Фроляк, а также с произведением Роэла ван Уостена «Quarela Pacis» в переводе для голоса с оркестром Вадима Митряева, который сам блестяще исполнил партию контратенора, прекрасное исполнение продемонстрировал Сергей Вилка в композиции «Una Bofetada Para La Luna Naciente» для флейты-соло. Не может не радовать это проведение фестиваля академической музыки в современных условиях, ведь нынче тот, кто платит деньги, классическую музыку не заказывает.