Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В пространстве античности

Существовали участники Международного фестиваля «Боспорские агоны»
2 июля, 2013 - 13:20
СЦЕНА ИЗ РОК-ОПЕРЫ «ИРОД» КРЫМСКОГО УКРАИНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

15 лет назад Фонд «Боспор», который возник в Керчи и поставил целью открывать для гостей восточного Крыма жемчужину этого древнего края, решил кроме научного, археологического и исторического направлений сосредоточиться и на античном искусстве. Перед автором идеи Фестиваля «Боспорские агоны» Татьяной Умрихиной, ныне директором Керченского историко-культурного заповедника, стояла масштабная задача — возродить античные культурные состязания (агоны) в современном виде и собрать на территории бывшего Боспорского царства всех, кто занимается античным искусством. Так родился театральный фестиваль, который исследует именно эту тематику. Впоследствии «Боспорские агоны» расширили свою палитру и в их пространстве появились литературная страница, музейная, киностраница, страница изобразительного искусства, фотоискусства, музыкальная страница и даже спортивная. Охват такого широкого спектра культурной сферы лучше всего демонстрировал богатство художественного наследия, его поступательное движение, современное осмысление связи прошлого и настоящего.

Отдавая должное другим творческим страницам «Боспорских агонов», все же нужно отметить, что все 15 лет театральный конкурс был самой значительной составляющей Фестиваля. В прошлые годы коллективы-участники выходили на театральные сцены по всему Крымскому полуострову — в Симферополе, Севастополе, Евпатории, Керчи, Ялте, Феодосии, Коктебеле. В этом же году спектакли играли под открытым небом на легендарной керченской горе Митридат в пространстве древнего городища Пантикапей. Место архитектурных раскопок, колонны, остатки античных сооружений и зданий, сам окружающий ландшафт стали естественными декорациями для спектаклей, в основе которых была античная драматургия.

Очень органичными выглядели герои трагикомедии «Эзоп» Г.Фигейредо (Севастопольский театр им. Б.Лавренева), в которой шла речь о вечном — свободе и рабстве, физическом и духовном. Когда Антигона из одноименной трагедии Ж.Ануя (Жамбильский русский театр, Казахстан), преследуемая стражниками, сбегала с горы на импровизированную сценическую площадку, у зрителей создавалось впечатление, что она действительно осуществила обряд захоронения своего брата. События античного сюжета, максимально приближенного к сегодняшнему дню, актеры воссоздают в современных костюмах, изображая представителей военных хунт, но смысл трагедии остается неизменным — законы человеческого бытия вечны и нерушимы.

Комедия Аристофана под небом античности выглядела настоящим языческим действом. Актеры Севастопольского русского театра им. А.Луначарского насмешили зрителей в спектакле «Женщины в народном собрании». Тема интересная в любые времена, женщины и мужчины в стремлении поменяться местами и исполнять обязанности друг друга. Результат, конечно, смешной и доказывает, что каждому свое. Но как живописно выглядели в ярких античных костюмах персонажи комедии. Вероятно, именно так когда-то откровенными и смелыми шутками веселили жителей в античных театрах.

Ощущение полного погружения в историю присутствовало на спектакле «Эдип-царь» Софокла (Вроцлавский Театр Малый, Польша). Хотя и события трагедии были максимально приближены к современности (на видеоэкране демонстрировались кадры хроники противостояний в нынешних Греции, Турции и Сирии, проводились параллели о власти, которая не хочет слышать голос собственного народа), спектакль не был лишен величественного духа античности. Щемящие чувства возникали, когда слепой Эдип, побежденный роком, опираясь на плечо проводника, шел древней землей под звездами, и пыль веков медленно оседала в следы его ног.

Актриса Национального театра им. И.Франко, народная артистка Украины Лариса Кадырова в Музейном дворике Керченского заповедника прожила абсурдную жизнь в монодраме «Старая женщина высиживает» Т.Ружевича. В образе женщины сосредоточен тип Матери в высшем смысле этого понятия. Зрители смеялись, сочувствовали, переживали и даже плакали от выразительной ассоциации с судьбой планеты Земля.

Рок-опера «Ирод» И.Поклада, О.Вратарева Крымского украинского музыкального театра (руководитель проекта В.Загурский), которая получила Гран-при «Боспорских агонов«-2013, представила масштабное действо с изобретательной сценографией, изысканным вокалом, ярким балетным сопровождением. Царь Ирод, имя которого стало нарицательным, рассматривается в необычном для такого исторического персонажа ракурсе. Он показан человеком, к которому пришла любовь. Но светлое чувство не в состоянии погасить пламя его страшной натуры. Ирод бредит безграничной властью, возводит храм в надежде, что он прославит его, но собственную природу не одолеть. Водоворот страстей спектакля окрашен талантливой музыкой, изысканным пластичным рисунком, выразительным художественным световым оформлением. Образ Ирода вырисовывается монументальной фигурой правителя, которому подвластно все, кроме любви самой красивой и самой желанной. Четко прочитывается мотив — за деньги можно купить все, кроме любви.

Интересным событием Фестиваля стал литературный вечер московских гостей — народных артистов России Василия Ланового и Алексея Кузнецова. Вместе с ними выступил крымский поэт и композитор Константин Фролов. А настоящим чудом стало знакомство с «Коломенскими билами», уникальным музыкальным инструментом, звонницею из плоских колоколов, звучание наибольшего из которых отвечает высоте звука объемного 76-тонного колокола. Пение «Коломенских бил», которое разливалось чистой и светлой мелодией в воздухе, достигало моря, которое волновалось с другой стороны горы Митридат. Оно словно соединяло времена. Возможно, что-то подобное слышали жители Боспорского царства в далекие античные времена. Нашим же современникам в этих звуках слышался гимн Фестиваля «Боспорские агоны», который собрал всех в старинной и вечно юной Керчи.

Алла ПИДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ