Премьера «Доходного места» состоится 8 апреля в Театре русской драмы им. Леси Украинки. Постановки Каца всегда вызывают у зрителей и критиков большой интерес (предыдущая работа этого режиссера в киевском театре — «Волки и овцы», тоже поставленная по Островскому, и уже несколько лет проходит на аншлагах). Аркадий Фридрихович Кац всегда бережно относится к авторскому тексту, а в его постановках на классические сюжеты зрители обязательно находят современные черты. Режиссер умеет очень четко расставить акценты. Его спектакли всегда образны и оригинальны. В них по-новому раскрываются не только мастера сцены, но и засвечивается талант молодых дарований, поэтому актеры разных возрастов считают, что каждая репетиция с Аркадием Фридриховичем — настоящий мастер-класс от Каца.
Если вы не поленитесь перечитать пьесу Александра Островского, то заметите, что этот писатель-классик умел в своих произведениях соединять социальное с личностным, и сюжет спектакля «Доходное место» убедит зрителей в этом. Напомним некоторые штрихи «Доходного места». Главный герой — молодой человек Василий Николаевич Жадов, преисполненный благородных чувств и убеждений, сватается к юной барышне. И хотя у него нет ни гроша за душой, но зато есть много претензий к будущей теще... По ходу действия чувства Василия будут подвержены многочисленным испытаниям, и будут почти растоптаны житейскими циничными обстоятельствами. Жадов, чтобы сохранить будущую семью и не расплескать зарождающееся чувство любви, решается на отчаянный шаг — идет к богатому дядюшке с просьбой помочь устроиться на «доходное место», но тут Василия подстерегает насмешка судьбы: дядюшка, который имел все — потерпел крах, оказавшись не у дел. А что же молодой герой? Жадов возвращается к своим идеалам. Он говорит: «Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом»... Молодая семья остается верна своим принципам. Любовь торжествует! Ведь настоящие чувства не приобретешь, не подкупишь, не выпросишь — заверяют зрителей герои Островского...
Спектакль «Доходное место» можно назвать международным творческим проектом: сценическую редакцию и постановку осуществляет Аркадий Кац, сценография и костюмы — Татьяна Швец (Россия), режиссер — Олег Никитин, композитор — Валдис Зилварис (Латвия), балетмейстер — Алла Рубина.
В постановке заняты: Валентин Шестопалов, Евгений Авдеенко, Анна Наталушко, Александр Гетманский, Татьяна Назарова, Роман Семисал, Елена Червоненко, Олег Замятин, Елена Борох и другие актеры.
— Само заглавие — «Доходное место» — на титульном листе меня гипнотизировало, но никто не хотел обратить внимание на первую фразу: «Я люблю вас», а это ключ к пониманию всей пьесы, — подчеркнул Аркадий Кац. — «Доходное место» — одна из самых прекрасных пьес, посвященных теме любви... Любовь — вернейший осколок, на котором выверяется понятие доходных мест. Всесилие денег… А то, что сегодня, спустя полтора столетия, это читается еще острее, — говорит о воистину пророческом даре писателя. И все же я хочу верить: есть вещи, которые и сегодня купить нельзя, и что слова: честь, достоинство, любовь — мы не оставили навсегда в прекраснодушном XIX веке. Именно об этом я и хотел поставить спектакль...
СПРАВКА «Дня»
Аркадий Фридрихович КАЦ, народный артист Латвии. Окончил актерский факультет Одесского Государственного театрального училища и режиссерский факультет ЛГИТМиК. В 1963 году стал главным режиссером Рижского театра русской драмы, где прослужил 25 лет. Поставил спектакли в разных театрах бывшего СССР и за рубежом. Среди его известных режиссерских работ: «Король Лир», «Гамлет», «Чайка», «Дядя Ваня», «Волки и овцы», «Ревизор», «Трехгрошовая опера», «Вестсайдская история», «Человек из Ламанчи», «Утиная охота», «Закат», «На дне», «Последние» и многие другие. С 1989 г. — режиссер Московского театра им. Е. Вахтангова. При содействии московского Дома актера создал свою театральную мастерскую «Актерский дом». С 2002 г. — режиссер Театра у Никитских ворот. Преподавал на театральных факультетах Латвийской государственной консерватории и Университета штата Мичиган (США).