Несчастливое число 13 в титуле нынешнего «КРОКа», может, и спровоцировало организационные сложности, но в целом принесло удачу, ибо культурная часть фестиваля была выше всяких похвал. Помимо конкурсной программы, радовали и состав жюри, и ретроспективы, и обновившиеся призы. Выполненные Денисом Адамовичем изящные статуэтки в форме волны на роль кроковских призов подходят больше, чем несколько легкомысленные колокольчики, доселе вручавшиеся фестивалем. Ведь на «КРОКе» представлено не только веселое кино, но и весь срез того, что создается в искусстве за год. Так что по кроковской программе легко понять, чем живет современная анимация. А учитывая, что этот «КРОК» был отдан на откуп дебютантам, можно даже делать некоторые прогнозы на будущее.
Если говорить о количественных характеристиках, то, в первую очередь, анимация продолжает «окучивать» привычные жанры детского и юмористического кино. Впрочем, образчиков первого на «КРОКе» было немного, и собрались они преимущественно в российской программе. Сильная традиция детской мультипликации очень заметна в творчестве русских дебютантов, продолжающих вслед за мастерами создавать широкий диапазон фильмов для детей. Здесь и школьная юмореска («Про меня» Марии Сосниной), и нежная история о мечтательном ребенке («Воробьи — дети голубей» Нины Бисяриной), и народная сказка («Шиш» Марины Карповой).
Лучшей в жанре была «Сказка Сары» Светланы Филипповой, обращенная не только к детям, но и ко взрослым. В том же настроении философской сказки сделан и украинский фильм «Медвежья услуга» — история о том, как ветер обидел белочку, а медведь отомстил за подружку. Режиссеру Евгению Алехину удалось придать своему фильму легкое дыхание, которого так сложно добиться в кукольном кино.
В отличие от детской, юмористическая анимация была представлена в высшей степени активно и интернационально. Немцы показали историю о романтичном дьяволе, ищущем себе подружку («Моя девушка из ада», реж. Тим Вайманн, Том Брахт), испанцы — пародию на «Индиану Джонса» («Тодео Джоунс», реж. Энрике Гато), французы — фарс про войну двух самурайских кланов («Версус», реж. Франсуа Кафио, Ромэн Ноэль, Томас Салас). Несколько ярких комедий привезла на «КРОК» и Украина. Призом был отмечен фильм Алены Педан «Хочешь — беги, хочешь — прячься» — анекдот о кошмарном сне и обманчиво безопасном пробуждении таракана. Отмечен и лаконичный «Поединок» Татьяны Гагуриной про двух пластилиновых борцов сумо, которые сливаются в объятьях борьбы — в самом буквальном смысле. Дополняли веселую украинскую программу «Комар» Дмитрия Локтева и «Картошка» Марии Савельевой. Самое же неординарное чувство смешного продемонстрировали финны в фильме «Суббота» (реж. Анна Виртанен), рассказывающем о том, как колготки сбежали от хозяев и устроили дискотеку.
Кстати, музыкальное направление на «КРОКе» не слишком богато проявилось, хотя именно это жанр особенно выгоден для анимации. Еще на заре звукового кино мультипликаторы придавали эффектности своим фильмам, используя исключительную возможность попадания в ритм, которую дает покадровая съемка. Эту карту разыграл, пожалуй, только Теодор Ушев в «Башне бохер», снятой на композицию Георгия Свиридова «Время, вперед!». Торжественная музыка оживает у него в супрематических картинках, складывающихся в историю строительства коммунистической мечты. Зато украинец Олег Цуриков показал более актуальное для нашего времени мастерство клипмейкера. В его «Колыбельной» — постмодернистском мультфильме на музыку «Воплей Видоплясова» — пластилиновый видеоряд так насыщен цитатами, гэгами и разного рода детальками, что фильм можно пересматривать бесконечно. Тему «сонных» песен продолжили женщины: россиянка Елизавета Скворцова показала проект «Колыбельные мира», а англичанка Белл Меллор — сюрреалистический клип «Сон с рыбами».
Тот факт, что среди аниматоров растет число представительниц прекрасного пола, отражается не только на составе гостей «КРОКа», но и на тематике кино. Все чаще современная анимация рассказывает о специфически женских проблемах и чувствах. «Обреченный роман жирафа и балерины» Ника Уйда капризным голоском жалуется на несходство характеров, японское «Сердце с огнем» (реж. Йорико Мураками) изображает тоску брошенной женщины, а «Обнаженная» ирландки Джейн Ли выступает против поэтической любви. Не слишком своевременный протест забавен, однако, выполнен — под изысканные комплименты юноши девушка превращается в настоящее чудовище: ее губы становятся вишнями, щеки — розами, а глаза — сапфирами.
Звучат в анимации яркие высказывания и на социальные темы. Например, «Птичьими звонками» канадец Малколм Сазерленд очень выразительно сетует на загрязнение окружающей среды: на тетрадных листках рука рисует звуки саундтрэка, который начинается с птичьего чириканья и постепенно нагружается городскими шумами так, что к концу фильма листы становятся черными, а еле слышные птичьи трели трепещут в темноте слабыми белыми загогулинами. А «Росток» немки Анне Брейманн выражает страхи перед искусственным детопроизводством: таблетки, опущенные в цветочный горшок, дают жизнь не только ребенку, но и отвратительному дереву, с веток которого свисают зародыши.
Отвратительное и неприглядное вообще все чаще появляется в работах молодых художников. Так что на конкурсных показах «КРОКа» экран неоднократно обагрялся кровью или демонстрировал разорванные тела. Пять неприятненьких историй о животных составили голландский фильм «Звери» (реж. Дирк Вершуре), а садистский анекдот о том, как непонятная сила скидывает пассажиров под поезда, стал сюжетом немецкой «Победы в метро» (реж. Александер Изерт). Еще более актуальная для современного искусства тенденция проявилась в двух бельгийских фильмах. В необычайно красивой «Пище» Майи Гоуби старушка весь фильм кормит уточек, потом достает двустволку — и белый лед окрашивают яркие кровавые полосы. А «Настоящие друзья» Йеля де Бейла презентуют агрессию по отношению ко всеобщему прекраснодушию. Борьба с красивостью для анимационного искусства — тенденция не новая: она появилась еще в 1960-х как протест против диснеевщины. Однако теперь, когда забавные фигурки с неправильными пропорциями уже стали феноменом массовой культуры, анимация все чаще апеллирует к мрачности и брутальности. Впрочем, как бы ни были модны такого рода высказывания, форма протеста зачастую все же перевешивает в них глубину содержания.
Ни каким-либо из подобных трендов, ни даже их совокупностью анимация, разумеется, не ограничивается. Так что даже среди молодежных работ появляется большое кино, выходящее за любые жанровые и тематические границы.
Таковы два главных призера фестиваля. Обладатель гран-при «Овертайм» (реж. Ури Атлан, Тибо Берлан, Демьен Фэрие) — это эпитафия на смерть создателя «Мапет- шоу» Джима Хенсона. Пространство фильма населяют полсотни смешных тряпичных лягушат, обнаруживающих своего создателя мертвым. Не поняв происходящего, куклы начинают о хозяине заботиться: бреют неподвижное тело, усаживают его смотреть домашнее видео и, наконец, приделывают к рукам нитки, чтобы заставить кукловода двигаться. В этой истории так много смешного, что, если б не пронзительная музыка и эстетская картинка, фильм легко мог бы скатиться к черной комедии. Но звуки духовых, наигрывающие полузнакомую мелодию из 1920-х годов, и атмосфера кадра, сделанного в стиле студийной черно-белой фотографии, не оставляют шанса злорадству, и смешные сценки только усугубляют печальное настроение. Трогательная история так захватывает, что мастерство, с которым сделан фильм, заметно не сразу. А между тем «Овертайм» и в техническом смысле является большим достижением: оставляющее полную иллюзию фотосъемки кино на самом деле выполнено в 3D, и это несомненная победа компьютерного анимирования, которому доселе еще не удавалось спрятаться от придирчивых зрительских глаз.
Возможности электронного разума были показаны и обладателем «специального приза». «Автобусная поездка и цветы в ее волосах» Асафа Аграната тоже нарисован на компьютере, хотя по выполненной в мягких тонах и подернутой легкой дымкой картинке этого не скажешь. Впрочем, главное достоинство фильма не в том, а в «зрелой режиссуре», которую отметило жюри. Тягучее, душное кино Аграната рассказывает о тоскливом мире, где за окном автобуса бесконечно тянется пустынный пейзаж, хлопающая створка окна отсчитывает время, а душа, словно рыба, выброшенная на сушу, томится в ожидании. Такова жизнь главного героя — мальчика- подростка, чье одиночество скрашивает странная собака и стеклянная банка с мухой. Девятиминутный фильм едет медленно, как и автобус, чтобы в финале привезти и героя, и зрителей к мимолетному, точно полувздох, появлению красоты — девушки с развевающимися волосами, с которых, точно капли воды, разлетаются маленькие желтые цветочки.
При всем богатстве программы именно эти два фильма однозначно выделялись на общем фоне, и неудивительно, что судьи продемонстрировали единодушие, обозначая их как главных победителей. Члены жюри, похоже, вообще оказались единомышленниками: они дружно вывели в призеры обойму милых фильмов, оставив за бортом кино экспериментальное и острое.
Так что финальный показ фильмов-призеров был насквозь проникнут отменного качества позитивом. Впрочем, возможно, это и неплохо, ведь искусству так редко удается говорить о добром и вечном, не ударяясь в пошлость и сентиментальность.
НАГРАДЫ
В категории «Студенческие фильмы, созданные в процессе обучения»:
— Диплом «За профессионализм» — фильму «Дом», авторы Марко Нгюен, Пьер Перифель, Ксавье Рамонеде, Оливье Стафила, Реми Заару (Франция);
— Приз и диплом — фильму «Сцена из жизни антилоп», реж. Эдита Кравсова (Чехия).
В категории «Дипломная работа» дипломы:
— «За остроумное использование новых технологий» — фильму «Улыбка», авторы — Наом Абта, Йоав Абрамович (Израиль);
— «За оригинальную идею» — фильму «Осторожно, двери открываются», реж. Анастасия Журавлева (Россия);
— «За оригинальное использование классического материала» — фильму «Джем-сейшн», реж. Изабелла Плучинска (Германия — Польша);
— «За юмор и абсурд» — фильму «Хеломские обычаи», реж. Ирина Литманович (Россия);
— «За легкое напоминание о тяжелом детстве» — фильму «Про меня», реж. Мария Соснина (Россия);
— Приз и диплом — фильму «Птичьи звонки», реж. Малколм Сазерленд (Канада).
В категории «Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения» дипломы:
— «За неожиданный взгляд на деликатную тему» — фильму «Плоть и Кость», реж. Эми Ли (Республика Корея);
— «За обаяние и непосредственность» — фильму «Сказка Сары», реж. Светлана Филиппова (Россия);
— Приз и диплом — фильму «Башня бохер», реж. Теодор Ушев (Канада).
Специальный приз жюри «За лучшую программу киношколы»
— школе-студии «ШАР» (Россия).
Специальный приз жюри «За зрелую режиссуру в молодом кино»
— фильму «Автобусная поездка и цветы в ее волосах», реж. Асаф Агранат (Великобритания, Шотландия).
Гран-при фестиваля
— фильму «Овертайм», авторы — Ури Атлан, Тибо Берлан, Демьен Фэрие (Франция).
На фестивале были присуждены также:
Приз зрительских симпатий фильму
«Осторожно, двери открываются», реж. Анастасия Журавлева (Россия);
Приз-приглашение на «КРОК»-2007
режиссеру Алене Педан, автору фильма «Хочешь — беги, хочешь — прячься» — за лучший фильм украинской программы.