Знаменитый танцовщик, художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко рассказал «Дню» о новой хореографической школе, которая начала свою работу в Ивано-Франковске; о том, почему Международный конкурс балета им. Сержа Лифаря сменил «прописку» и переехал в Донецк, а также о своем отношении к танцевальным шоу на телевидении.
Сейчас в Донецком национальном академическом театре оперы и балета им. Соловьяненко пахнет свежей краской. В гримерных — ремонт, спешат успеть к открытию VII Международного конкурса артистов балета имени Сержа Лифаря, который стартует 27 марта. Ведь на это соревнование приезжают почти 170 участников из 18 стран. «Такого еще никогда не было за все годы существования конкурса!» — не скрывает радости Вадим Писарев. — Мы сделаем так, что весь Донецк десять дней будет жить балетом»! Впрочем, разговор с народным артистом не ограничился одним лишь конкурсом: мы говорили о новом поколении артистов и о том, удается ли сегодня сохранять традиции классического танца.
— Вадим Яковлевич, почему все-таки Конкурс им. Сержа Лифаря переехал из Киева в Донецк?
— Если бы мы не возродили Лифаревский конкурс, он бы умер! Ведь эти соревнования в последний раз проводились в 2006 году. Этот Международный конкурс был «лицом» и брендом Украины. О нем знали во всем мире, приезжали в Киев звезды... И вдруг Лифаревский конкурс исчез. Я всю жизнь посвятил балету, и мне было очень больно, когда выдающийся хореограф Юрий Николаевич Григорович (он на протяжении всех лет возглавлял жюри Конкурса им. Сержа Лифаря) спрашивал: «Почему конкурса нет?». И другие коллеги спрашивали, как будто я за эту акцию отвечаю. Постепенно вызрело решение возродить это творческое событие. В этом году Конкурс им. Сержа Лифаря будет проходить под патронатом жены Президента Украины Людмилы Янукович. Нас поддержали руководители области и города — глава областной государственной администрации Анатолий Близнюк, председатель областного совета Андрей Шишацкий, городской голова Александр Лукьянченко. Мы должны показать всему Киеву, что нужно делать. Это будет огромный Международный форум, и десять дней Донецк будет жить балетом. И весь мир будет жить вместе с нами.
— Скажите, чем организаторы привлекли столько участников? Большим призовым фондом?
— Призовой фонд — 100 тысяч долларов — действительно будет наибольшим за всю историю не только этого, но и других балетных конкурсов. Мы обещаем, что гран-при будет составлять 20 тысяч долларов. Однако молодых танцоров привлекают не столько деньги, сколько возможности, которые открываются перед ними. В Донецк съедутся представители ведущих балетных школ мира. Украину будут представлять школы из Киева, Донецка, Одессы, Харькова, Львова и Днепропетровска, а также артисты ведущих театров оперы и балета. Русские конкурсанты приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Перми, Казани, Воронежа. На сцене нашего театра свое умение продемонстрируют участники из Японии, Кореи Беларуси, Болгарии, Киргизстана, Норвегии, Италии и других стран. Жюри возглавит выдающийся балетмейстер Юрий Григорович. Мы предусмотрели мастер-классы таких знаменитых танцовщиков и балетмейстеров, как Оливье Пате и Владимир Каракулев. Честно говоря, сначала даже не ожидали, что будет такое количество участников. Но интерес огромный. Чувствуется, что наступил какой-то перелом в развитии классического балета, появилось новое, перспективное поколение.
— Какие личные творческие задачи вы ставите перед собой на этом конкурсе?
— Задачи такие масштабные, что даже боюсь. Параллельно с артистами балета будут соревноваться балетмейстеры. И поскольку Донецкая область — родина Сергея Прокофьева, а в этом году исполняется 120 лет со дня рождения композитора, то и тема конкурса определена. Каждый участник должен будет представить композицию на музыку Прокофьева. Мы должны гордиться своим земляком и организовывать какие-то мероприятия международного уровня. Скажу больше: хотим оставить за собой право проводить конкурс хореографов на музыку Прокофьева. Это отдельное соревнование, которое будет «следовать» из Конкурса Лифаря. Еще не решили, будем проводить конкурс балетмейстера ежегодно или раз в два-три года. Но обязаны это сделать именно на родине всемирно известного композитора. Это будет интересно, если соединить постановки с оркестром, чтобы все было «вживую». По-настоящему интересная перспектива!
— На Конкурс им. Сержа Лифаря в Донецк приедет много молодых артистов. Замечаете ли отличия между новым поколением танцоров и когда сами выступали на сцене?
— Сейчас появилась тенденция... техника ради техники. Нашему поколению все-таки прививали культуру исполнения, стиль, особенности каждой вариации. А сегодня многие танцовщики исполняют — что «Корсар», что «Пламя Парижа», что «Дон Кихота» в одной и той же манере и с теми же техническими движениями. Есть и другая тенденция — свободное обращение с постановками. Я утверждаю: мы должны танцевать «Корсар» в версии Чибукиани. Потому что любим эту вариацию: жете, двойной со де баск с поджатыми на пассе ногами! Сегодня же этого практически никто не делает! Кода в «Дон Кихоте» всегда начиналась с кабриоля. Теперь это редко увидишь: исполняют какие-то со де баски, асамбле... Хотя в канонической постановке — кабриоль! То же самое касается и женских вариаций. Меняют все, что угодно. Исчезает стиль. И когда танец на сцене более-менее отвечает первой редакции постановки, то мы как члены жюри уже радуемся. И именно тот участник, который пытается перенять классический танец, его чистоту и грамотность, — он как раз и станет золотым медалистом. А техника — это тоже хорошо, однако только виртуозности недостаточно для победы.
— С вашей точки зрения, насколько важен для успеха в балете жизненный опыт? Потому что молодые артисты должны передать со сцены те чувства, которых в жизни еще не переживали...
— Нужен и опыт, и настойчивость, и ежедневная работа. У артиста балета очень короткий возраст. Он еще не понимает чего-то — а уже нужно делать. Потому что когда поймет — будет поздно. Тело человеческое становится старше. Оперный певец после 20 лет работы только начинает расцветать, а танцор — идет на пенсию. К сожалению, это так. Поэтому тот юный артист, у кого есть здравый смысл и стремление чего-то достичь, не теряет времени на компьютеры, телефоны, разные игры, общение в «Одноклассниках»... Он в балетном зале проводит все время. Но таких сегодня мало. В последнее время пошла волна: оказывается, можно не работать в балетном зале, а пиарить себя на телевидении. Народная артистка СССР Екатерина Максимова в свое время не ходила по телепрограммам, а из балетного зала не выходила. Для нее было важно, как она выйдет, как будет демонстрировать свое мастерство перед зрителем. А сегодня нашу культуру куда-то занесло. Целый вихрь шоу: «Танцы со звездами», «Х-фактор»... Когда исполнитель среднего и даже ниже среднего уровня выходит на сцену, и вся страна за этим следит. Вот это страшно. Когда мы забываем Чайковского, Моцарта, Прокофьева, какие-то высоты в искусстве и идем на разный ширпотреб, мы теряем главное.
— В этом году начались занятия в вашей хореографической школе в Ивано-Франковске. Как возникла эта идея?
— В прошлом году во время поездки по Прикарпатью я увидел много талантливых детей. Они любят танцевать с детства, имеют навыки. Им просто необходимо дать классическое балетное образование! Так возникла идея, которую горячо поддержал глава Ивано-Франковской областной государственной администрации Михаил Вышиванюк. Они выделили помещение, отремонтировали его, взяли на себя финансирование. Для детей обучение в школе бесплатное. Преподает в школе моя ученица Мария Цапова, которая работала в театре, а теперь закончила университет культуры и искусств. Всего набрали 40 студентов, четыре группы. Делаем ставку на младшие классы. Уже 27 марта наша балетная школа привезет и покажет первый номер на сцене Донецкой оперы. Их номером мы будем открывать вечер. Обучение будет длиться восемь лет. В перспективе за счет воспитанников школы можно будет создать балетную труппу местного драмтеатра. Зерно посеяно, и я уверен, что даст хорошие всходы.
— В прошлом месяце донецкий балет с успехом представил спектакль «Лісова пісня» на Западной Украине. Как прошли гастроли?
— В Луцке мы выступали именно в день 140-летия Леси Украинки — 25 февраля. В зале был весь цвет нации. Сидели поэты, художники, была внучка композитора Скорульского — автора музыки к спектаклю «Лісова пісня». Огромный успех! А нам было приятно, что с востока Украины привезли именно такой подарок на юбилей поэтессы. В Ивано-Франковске выступали в сопровождении оркестра областной филармонии. Конечно, хорошая импровизация — это длительные репетиции, и наш дирижер Виктор Олийнык немало поработал с местными музыкантами. Все было продуманно, профессионально, талантливо. Такой же тандем «Восток — балет, Запад — оркестр» выступил и в Черновцах. Вы представить себе не можете, как тепло нас принимали! Я жалел, что не танцую сам. Стоя аплодировали, не отпускали артистов, губернатор Волыни на сцене плакал в знак благодарности. Было много теплых, искренних слов. И слова о том, что Донбасс возрождает украинскую культуру, мне, поверьте, слышать было очень приятно. Все-таки мы сделали это. Ведь такая художественная акция состоялась не за бюджетные средства, а на средства Благотворительного фонда «Творческий Олимп», председателем наблюдательного совета которого является Владислав Дрегер. В планах фонда в этом году — представить вечер балетных постановок на музыку Эдварда Грига. Мы назвали программу «Григиана». Там будут как композиции молодых хореографов, так и мэтров — Владимира Васильева, Раду Поклитару, Дмитрия Симкина. И повезем этот вечер в Норвегию — покажем в Осло, Трондхейме и Бергене. Благодаря таким акциям движемся вперед.
В Донбассе живут и работают прекрасные люди. Они оптимисты по натуре и не впадают в отчаяние. На нас деньги с неба не падают, как думают некоторые. Все достается настойчивостью и совместными усилиями. Но когда друг другу помогают, все получается!