Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ваган: городу и миру

В Киеве открывается первая выставка работ уникального художника
8 сентября, 2016 - 15:42
АРАРАТ (НОЕВ КОВЧЕГ)
ПОРТРЕТ

Ваган Ананян (1959—2006) — художник армянского происхождения, который почти постоянно жил в Одессе с 1994 года до последних дней. Свыше 500 работ автор создал именно там.

Ананян родился в Ереване, с ранних лет увлекался живописью. Учился в мастерской выдающегося армянского скульптора Сергея Степаняна. В 1977 году состоялась его первая персональная выставка. С 1985-го по 1993 год жил в Таллинне, приобщался к многочисленным групповым и персональным экспозициям, устраивал перформансы (хотя, в известной мере, вся его жизнь была невероятно красочным и поражающим действом). В 2005-м принял участие в Биеннале современного искусства во Флоренции. Художника не стало 18 декабря 2006 года после длительной болезни. Его прах почивает в трех городах — Ереване, Таллинне и Одессе.

Выставка «Встреча» станет первой презентацией творчества Вагана Ананяна в столице.

Близкий друг автора, живописец Матвей Вайсберг, посвятил ему такие строки:

«Эпиграф: «Bonjour, Monsieur Gauguin!» (название картины Гогена, фр.: «Приветствую вас, месье Гоген!»)

Моя первая встреча с художником Ваганом состоялась почти 30 лет тому назад, в 1987-м, в Одесском городском саду.

Когда 20 лет, даже если с перерывами,  общаешься с таким художником как Ваган, кажется, что его должен знать целый мир.

А это, оказывается, не так. В его родной Армении его, если и знают и помнят, то никак этого особенно не выражают; его имя не прославляют как Сарьяна, Бажбеука-Меликяна или Минаса Аветисяна. В почти родной ему Одессе его работам не находят места даже на выставке нонконформистов, хотя более неконформистского художника невозможно и представить.

В Таллинне, где он много лет жил и работал, о нем помнят только друзья. Но более всего парадоксально, что практически все, кто знал непосредственно Вагана или его картины и рисунки, искренне убеждены в исключительности его таланта, в гениальности его творений.

Киев — город, где он бывал — открывает Urbi et orbi художника Вагана Ананяна выставкой его картин и уличных портретов под символическим названием «Встреча».

Для меня его творчество условно разделяется на два основных хронологических периода: до 1995 года и после.

Такая периодизация обусловлена тем, что в том году  Ваган получил страшную черепно-мозговую травму, и ему чудом удалось выжить. Железную твердую графичность его работ до 95-го года сменила тогда постепенная мягкая тональность палитры с преобладающими красными, коричневыми, белыми, но всегда теплыми акцентами цветов.

Остался в его работах навсегда,  как он говорил, «иконный момент», потому что если существует современная иконопись, то именно такой она и есть в ее самом сильном, самом полном и самом глубоком воплощении.

Описывать работы великого художника словами — дело неблагодарное, особенно когда их можно увидеть, осуществив, таким образом, встречу с автором, ведь живопись  является всегда непосредственным посланием во времени нам,  пережившим автора, и нашим потомкам, которые переживут нас.

Художника нет, а его картины с нами говорят.

Как сказал Ваган, когда я спросил о судьбе его работ, «картина не булка, ее нельзя полностью съесть».

Приветствую вас, господин Ваган!

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День». Фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ