Ваган Ананян (1959—2006) — художник армянского происхождения, который почти постоянно жил в Одессе с 1994 года до последних дней. Свыше 500 работ автор создал именно там.
Ананян родился в Ереване, с ранних лет увлекался живописью. Учился в мастерской выдающегося армянского скульптора Сергея Степаняна. В 1977 году состоялась его первая персональная выставка. С 1985-го по 1993 год жил в Таллинне, приобщался к многочисленным групповым и персональным экспозициям, устраивал перформансы (хотя, в известной мере, вся его жизнь была невероятно красочным и поражающим действом). В 2005-м принял участие в Биеннале современного искусства во Флоренции. Художника не стало 18 декабря 2006 года после длительной болезни. Его прах почивает в трех городах — Ереване, Таллинне и Одессе.
Выставка «Встреча» станет первой презентацией творчества Вагана Ананяна в столице.
Близкий друг автора, живописец Матвей Вайсберг, посвятил ему такие строки:
«Эпиграф: «Bonjour, Monsieur Gauguin!» (название картины Гогена, фр.: «Приветствую вас, месье Гоген!»)
Моя первая встреча с художником Ваганом состоялась почти 30 лет тому назад, в 1987-м, в Одесском городском саду.
Когда 20 лет, даже если с перерывами, общаешься с таким художником как Ваган, кажется, что его должен знать целый мир.
А это, оказывается, не так. В его родной Армении его, если и знают и помнят, то никак этого особенно не выражают; его имя не прославляют как Сарьяна, Бажбеука-Меликяна или Минаса Аветисяна. В почти родной ему Одессе его работам не находят места даже на выставке нонконформистов, хотя более неконформистского художника невозможно и представить.
В Таллинне, где он много лет жил и работал, о нем помнят только друзья. Но более всего парадоксально, что практически все, кто знал непосредственно Вагана или его картины и рисунки, искренне убеждены в исключительности его таланта, в гениальности его творений.
Киев — город, где он бывал — открывает Urbi et orbi художника Вагана Ананяна выставкой его картин и уличных портретов под символическим названием «Встреча».
Для меня его творчество условно разделяется на два основных хронологических периода: до 1995 года и после.
Такая периодизация обусловлена тем, что в том году Ваган получил страшную черепно-мозговую травму, и ему чудом удалось выжить. Железную твердую графичность его работ до 95-го года сменила тогда постепенная мягкая тональность палитры с преобладающими красными, коричневыми, белыми, но всегда теплыми акцентами цветов.
Остался в его работах навсегда, как он говорил, «иконный момент», потому что если существует современная иконопись, то именно такой она и есть в ее самом сильном, самом полном и самом глубоком воплощении.
Описывать работы великого художника словами — дело неблагодарное, особенно когда их можно увидеть, осуществив, таким образом, встречу с автором, ведь живопись является всегда непосредственным посланием во времени нам, пережившим автора, и нашим потомкам, которые переживут нас.
Художника нет, а его картины с нами говорят.
Как сказал Ваган, когда я спросил о судьбе его работ, «картина не булка, ее нельзя полностью съесть».
Приветствую вас, господин Ваган!