Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерий МАТЮХИН: «Камерата» переиграла много украинской музыки, но это достояние только узкого круга слушателей

15 апреля, 1996 - 19:40
ВЫСТУПАЕТ АНСАМБЛЬ «КИЕВСКАЯ КАМЕРАТА». ДИРИЖИРУЕТ ВАЛЕРИЙ МАТЮХИН / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

На днях отметил юбилей известный дирижер и худрук «Киевской камераты». Его бурная музыкальная деятельность и неистощимая тяга ко всему новому вызывают искреннее восхищение. На счету музыканта масса исполненных произведений наших соотечественников, множество премьер, записи компакт-дисков. К тому же Валерий Матюхин успевает совмещать дирижерскую практику с исполнительской.

— Насколько успешно складывалась ваша творческая судьба и какие обстоятельства способствовали вашему продвижению на музыкальной ниве?

— Одно из них связано с моим трудоустройством в Киевский камерный оркестр, руководителем которого был И. Блажков. После окончания консерватории непродолжительное время я работал концертмейстером на кафедре хореографии Института культуры и мог стать заурядным тапером, если бы друзья не познакомили с Игорем Ивановичем, у которого на тот момент в оркестре пустовала должность клавесиниста. При первой встрече с ним я наиграл большое количество разнообразной музыки — фортепианные произведения Гайдна, а также Шенберга, Сильвестрова — и понравился ему. Вообще в нашей жизни везение играет огромную роль.

— Музыка — искусство, которое развивается по своим собственным законам, или же его существование зависит от общественно-исторических процессов?

— Музыка развивается по своим внутренним законам. Но музыка бывает разная — развлекательная, джазовая, серьезная. Если говорить о серьезной музыке, то законы ее жизни сравнимы с принципами существования любого творческого человека, который живет в параллельных мирах. С одной стороны, мы все живем насущными жизненными проблемами, будучи общественными особями. Но иногда переживаем и другие моменты, связанные с уходом в себя, с отстранением от всего внешнего. Музыка и искусство — это своего рода религия, к которой мы постоянно или периодически обращаемся, — это уж как у кого. Если человек всю свою жизнь посвятил искусству и музыке, то он уже не сможет существовать без нее, это для него возможность приобщиться к таинству бытия.

Если жить только лишь злободневностью и совсем не оставлять времени для духовного, то что же тогда нас всех ожидает? Во что мы все превратимся? Опыт практически всех писателей-классиков, их жизни являются красноречивым свидетельством того, что духовное — неотъемлемая часть человеческого существования. Все они жили в малоприемлемых условиях существования, многие испытывали достаточно сильную материальную нужду, но чем более невыносимыми были жизненные условия, тем более прекрасную духовную продукцию они предлагали человечеству. Как ни парадоксально, но чтобы стать великим, нужно было быть нищим, больным и несчастным. Без духовного начала человек превращается в животное, его душа черствеет. Все кризисы, катаклизмы были, есть и будут, из них и складывается наша земная жизнь. Они, безусловно, укорачивают наше существование, уменьшают радость и не вселяют оптимизма, дарят нам букет болезней. Но куда деваться от реалий земного существования?!

— И все же, музыка, как и искусство в целом, — сфера, требующая умственных усилий, определенного психологического напряжения, и она не может быть уделом всех...

— Да, искусство — это не удел толпы. Если все исчислять планетарным масштабом, то людей, которые занимаются взращиванием духовного начала, не так уж и много. Кстати, обыватели не утруждают себя обращением к этой сфере жизни. Гораздо ведь проще лениться, не напрягать себя излишними умственными и эмоциональными переживаниями. Но если хоть небольшой горсти человечества искусство нужно, значит, этим стоит заниматься, и желательно над подобными вопросами не задумываться, а принимать все как данность. Жить по правилу: если искусство существует — значит, оно кому-то нужно.

Сегодня наша культура переживает в буквальном смысле агонию, и в этом повинно наше государство. Если говорить о музыкальном искусстве, то люди не имеют возможности услышать музыку соотечественников. Ведь написанная, но при этом не исполненная музыка так же мертва, как если бы она не существовала на бумаге вовсе. Наши правители вместо того, чтобы устраивать пышные празднества по разным ненужным поводам и вкладывать в бессмысленные мероприятия немыслимое количество денег, лучше бы позаботилось о сфере развития серьезного искусства, о духовном достоянии. Ведь это то, что формирует наше сознание, то, что создает платформу для будущего.

— С какими трудностями вам как руководителю приходится сталкиваться наиболее часто?

— Главная проблема — невостребованность. «Камерата» переиграла огромное количество украинской музыки, но это — достояние узкого круга слушателей. Обидно, что наш оркестр (с прекрасными возможностями, с многолетней историей и исполнительской практикой) знают лишь в Киеве и некоторых других городах. Мы не имеем возможности тиражировать, показать свой «товар», поэтому он и остается неизвестным для рядового слушателя. Знаете, как бы сейчас ни ругали советское время, оно имело преимущества в области организации гастрольной и концертной деятельности.

— В последнее время вы стали уделять внимание деятельности исполнителя-пианиста. Почему так долго молчали и не совмещали дирижирование с игрой на рояле?

— До 2000 года я достаточно много внимания уделял этой деятельности. Затем дирижирование стало занимать много времени, хотелось переиграть массу интересной камерно-симфонической музыки. Сейчас я на новом витке возвращаюсь к пианистической сфере деятельности и получаю большое наслаждение от игры на рояле. Играю музыку Валентина Сильвестрова — и для меня это своего рода очищение. Она наполняет меня душевным светом, который присутствует в музыке этого композитора.

— Поделитесь секретом: как сохранить доброжелательную атмосферу в творческом коллективе?

— Каждый музыкант достаточно своенравен и амбициозен, у каждого свой характер, поэтому в такой ситуации легко можно натолкнуться на массу самых разных нюансов... Руководителю нужно быть мобильным, на некоторые человеческие проявления порой закрывать глаза, а иногда и поступаться собственными амбициями, чтобы сохранить общую доброжелательную атмосферу в коллективе. Человеческий фактор очень важен. Он важен не только для дирижера, но и для каждого музыканта оркестра.

Мне хочется играть самую разную музыку, донося ее до публики, чтобы исполнители, композиторы и наши слушатели не думали с тревогой о завтрашнем дне, чтобы души их были устремлены ко встрече с прекрасным.

Анна ЛУНИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ