Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вариации на... одной струне

Проекты при участии скрипачки Богданы Пивненко вызывают резонанс у поклонников высокого искусства
2 февраля, 2017 - 10:29
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В конце января, на протяжении двух дней в Киеве состоялись интересные мероприятия: «Богдана Пивненко и ее ученики» (ко дню рождения Моцарта и ...самой исполнительницы) в Концертном зале Национального союза композиторов Украины и «Петр Чайковский» в Национальной филармонии, где артистка с успехом исполнила знаменитый Первый концерт для скрипки с оркестром русского классика.

«В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ  НАБЛЮДАЕТСЯ ЗАСИЛЬЕ «СПОРТСМЕНОВ» В ИСКУССТВЕ»

— Концерт в НСКУ стал своеобразным итогом моей педагогической работы. Так получилось, что дни рождения Моцарта и мой (27 января) совпали, и я решила эти даты обыграть, — рассказала Б. Пивненко. — Идея — «Моцарт и не только», потому что в концерте также прозвучали произведения Зейца, Ридинга, Крейслера, Венявского, Чайковского. А мои ученики очень хотели сыграть с оркестром, тем более таким авторитетным, как Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» во главе с Валерием Матюхиным. Это был такой себе «домашний» концерт, чтобы дети имели возможность выступить. Было очень много людей, которые пришли меня поздравить с днем рождения. Я рассказывала о каждом исполнителе, разные  истории из жизни...

— Вы довольны результатом? Дети себя хорошо показали?

— Наша профессия такова, что никогда не знаешь, как будет на сцене. Особенно когда это касается детей. В настоящий момент в мире — засилье «спортсменов» в искусстве. Речь идет о тех, кто «быстрее, выше, сильнее», как в олимпийском девизе. У них все звучит качественно, но очень часто нет чего-то самого главного. Ты послушал, подумал: «Ну, классно сыграл», — и тут же забыл, потому что таких технарей сегодня много. Но почему-то мы все равно возвращаемся к старым мастерам, у каждого из которых есть собственное лицо, которые владели средствами выразительности, выделявшими их среди других. Ты узнаешь звук Хейфеца или Когана, Ойстраха, Менухина... Теперь мир поменялся: все быстро, активно, круто. Однако если делаешь музыку — ты не можешь заниматься «спортом». Нужна душа, ее не хватает. А дальше уже дело вкуса — нравится или нет.

У меня есть ученица-девятиклассница — очень классная «спортсменка». Я ей говорю: «Людей интересует в первую очередь, что ты хочешь им сказать, а потом уже все остальное». Я ее заставляю читать книжки, слушать музыку. Я выставляю ученикам в Фейсбук фильмы, передачи, которые они обязательно должны посмотреть. Нам следует помнить о том, что мы их воспитываем не только как скрипачей, но и как личностей. Это поколение что-то умеет делать такое, чего не можем мы, но мне кажется, что они теряют, упускают что-то важное.

— Как должен вести себя музыкант на сцене?

— Чем более эмоционально мы играем, тем больше рискуем, потому что наше виденье может не совпадать с настроениями аудитории. Но «правильно» — это вообще относительная штука. Если есть какие-то общемузыкальные критерии (должно звучать чисто, ритмично, умело), то художественных рецептов нет. Такого не достигнешь за день. Есть, конечно, гении, которые с этим рождаются. Но в целом все добывается ежедневным тяжелым трудом. Вот я преподаю в музыкальной школе-десятилетке и консерватории, ежедневно занимаюсь, стараюсь подавать ученикам пример, объясняю им, как должно быть.

Когда это талантливо, люди сразу чувствуют. Я рассматриваю концерт как процесс, а не как чемпионат. Организовывая выступления студентов, наблюдаю, как они каждый раз увереннее чувствуют себя. Никогда не дрессирую их. Может, для конкурса это и необходимо, но на концерте мне важно, чтобы они показали себя артистами, думали на сцене, реагировали на музыку, партнеров, чувствовали настроение зала, чтобы лучше сыграть.

Не так давно я с учениками ездила в Польшу, в Закопане. Как у нас есть гуцульские народные скрипачи, так у них — гуральские. У поляков есть программа по интеграции народных и академических музыкантов. Мы познакомились, они давали нам мастер-классы. Я никогда в жизни не видела, чтобы музыканты чувствовали такую радость от взаимного общения, собственно, музицирования. Они, конечно, играют другой репертуар, но их счастье захватывает невероятно. В конце они устроили концерт: номер их — номер наш. Я боялась, что мы проиграем, потому что они, действительно, умеют «заводить» публику, а мы классически играем произведения в академической манере. Я подобрала для каждого программу, характерные произведения — Брамс, Скорик...

Вспоминаю, что даже танцевала на сцене. Это уже был больше театр. Мы не проиграли. Они нас искренне поздравляли. Однако я поняла: да, мы должны показывать уровень, придерживаться технических требований, как подобает академическим музыкантам, но конечная наша цель — воодушевить людей, чтобы им было интересно слушать.

Зал должен подскочить, как было сегодня. Мне так было приятно, когда люди в филармонии встали. Это значит — им понравилось. И это очень важно. Человек должен уйти с концерта впечатленным.

— Вы своим исполнением довольны?

— Я люблю чувствовать, когда могу с залом делать что захочу, «говорить» с ним на скрипке. Реакция публики соответствовала. Ее не обманешь. Когда-то мой профессор Богодар Которович говорил, что публика голосует ногами, то есть идет на концерт или нет.

«В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ БОЛЬШЕ МАНЕВРА»

— Вам больше нравится современную музыку воспроизводить или классику? Ведь вы играете практически все. Существует мнение, на мой взгляд, подходящее, что современную музыку в каком-то смысле легче исполнять, потому что никто не знает, как именно она должна звучать...

— Каждому музыканту нужно играть классические произведения, потому что они на этом растут. Без классики ты потихоньку деградируешь — это база. На самом деле эти произведения известны в наилучшем исполнении, и ты должен постоянно работать над собой, подтягиваться к тому уровню. Я часто привожу ученикам цитату из «Алисы в Стране Чудес», что нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на одном месте. У нас такая работа, что должны постоянно держать форму, самоусовершенствоваться.

В современной музыке больше маневра. Ее легче играть в этом плане. Но все зависит от личности: когда тебе есть что сказать людям, ты можешь сделать современную музыку интереснее, донести до слушателя, потому что понимаешь, знаешь, как нужно сыграть, чтобы люди ее восприняли. Ведь исполнитель может похоронить современное произведение или, наоборот, дать ему жизнь. В этом плане Гидон Кремер — гений. Он умеет из ничего сделать что-то. Для меня он всегда был большим примером.

Каждую ноту, как говорил Богодар Которович, следует наполнить содержанием. Для этого, конечно, нужно иметь чем наполнять. Я много играю украинской музыки. Считаю, что она — одна из лучших в мире. Наши композиторы — просто самые талантливые.

— Почему же тогда о нас так мало знают?

— Потому что существуют так называемые рынки сбыта. Если нас выпустят за границу с тем, что мы действительно хотим и можем показать, то мы завалим всю их систему координат. Плюс должна быть и соответственная государственная политика. Вот, например, «Дойче банк» с гордостью говорит, что он меценат Берлинской филармонии, партнер, — для него это престижно, он тратит на это миллионы. Баварская штатс-опера имеет официального партнера «Ауди». Фирма дает театру большие деньги на постановки. Там понимают: есть культура — есть страна. Через многие годы люди и не вспомнят фамилии некоторых политиков, зато будут всегда помнить выдающихся представителей искусства и науки, ведь именно такие фигуры определяют уровень нации.

— Вы часто выступаете с симфоническим оркестром Украинского радио во главе с Владимиром Шейко, как было 28 января.

— Так сложилось, что Владимир Шейко меня приглашал на концерты своего замечательного телерадиопроекта «Мистецькі історії». Людям он очень нравился. Слушатели хотят чего-то чистого, у нас на самом деле очень интеллигентные и богатые внутренне люди, не такие примитивные, как кое-кто считает, свидетельством чего является сегодняшний аншлаг в филармонии. Они с удовольствием смотрели те «Мистецькі історії», я наблюдала за рейтингами этой программы. Сначала Шейко разрабатывал тематику «Музыка барокко» и пригласил меня, играли Вивальди и Альбинони. Потом были Лысенко, «Скрипичная вселенная», и как-то оно так пошло-пошло... Ведь я, действительно, играю все.

Сейчас исполнитель не может находиться только в каком-то узком амплуа. Чем ты более мобилен, более образован, тем больше ты выигрываешь. Мне было интересно испытать себя и там, и там... Я с самого начала была в «Киевских солистах», когда Богодар Которович их создал в 1996 году. Я там стояла пятая — наименьшая. Потом стала концертмейстером. Богодар Антонович мне столько дал, раскрыл горизонты! Я и сейчас считаю золотыми годы, когда мы много гастролировали с Богодаром Антоновичем. Это неоценимый опыт. Он всегда говорил: «У артиста должно быть свое опознаваемое лицо. Оно может кому-то и не нравиться — нельзя всем нравиться. Но кто-то тебя будет и любить». Он был гениальным человеком. Я пересматриваю его записи и понимаю, что мы его недооценивали. И сегодня его очень не хватает.

— Расскажите о ваших ближайших планах...

— В декабре 2016-го я начала исполнять обязанности заведующей кафедрой скрипки Национальной музыкальной академии Украины. Когда мне такое предложили, я испугалась, даже подумала, что это шутка. Кафедра, которую возглавлял мой профессор Которович, — и я?! Впрочем, так случилось, что его поколение уже отходит, а представители возрастной генерации между ним и мной в 1990-ые годы выехали из страны. Мне сказали: «Попробуй». Я подумала: «Если смогу сделать что-то хорошее и полезное, то пусть так и будет».

Относительно концертных планов. 4 февраля буду играть опять в филармонии. Когда-то мы с Мирославой Которович и Борисом Громовым делали концерт памяти Богодара Антоновича «Паганиниана». Вот филармония к нам обратилась, не хотим ли повторить программу. Мирося сейчас болеет, потому будет играть Борис Громов, я и молодой талантливый скрипач из Черновцов Константин Лукьянюк. Кстати, он вскоре едет учиться в США к Олегу Крысе. Назар Стец будет играть вариации на одной струне для скрипки, но... на контрабасе. Еще будут принимать участие очень талантливый гитарист, лауреат нескольких десятков международных конкурсов Марк Топчий, а также «Киевская камерата» с Валерием Матюхиным.

7 февраля я буду играть в Одессе. Есть такая фантастическая художница по песочной анимации — Екатерина Дзюба. Она сделала очень красивый проект. Будут звучать «Времена года» Вивальди и Пьяццоллы. Я там сыграю «Бесаме-мучо» Владимира Зубицкого. Концерт пройдет в Оперном театре, я буду выступать с их оркестром.

12 февраля в Ужгороде мы с Назаром Стецем будем играть произведения Джованни Боттезини для скрипки и контрабаса на открытии Конкурса Евгения Станковича. 14 февраля во Львове — та же песочная анимация уже с «Виртуозами Львова». В конце месяца сыграем концерт в Вильнюсе с программой современной музыки.

А в Киеве песочная анимация состоится 8 марта в Большом зале НМАУ. 10 марта — концерт в Житомире с музыкой Станковича, Сильвестрова и Скорика...

Ольга ГОЛИНСКАЯ, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ