Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Василий ВАСИЛЬКО: «Чему меня научил Лесь Курбас»

21 февраля, 1996 - 19:31

Перед читателями «Дня» малоизвестная статья известного украинского актера, режиссера, театроведа Василия Василька (Миляева, 1893—1972). Этот текст он написал в 1967 году, поэтому сдержанность и недомолвки Василька целиком понятны. Не со всем из сказанного можно соглашаться, однако бесспорная ценность данной статьи в том, что это взгляд практика театра, к тому же непосредственного участника событий, о которой идет речь. Печатается по оригиналу, хранящемуся в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины (ф. 653, оп. 2, ед. хр. 270) с незначительным сокращением и некоторыми литературными правками.

"...Чему меня научил Александр Степанович Курбас? В первую очередь — быть САМИМ СОБОЙ! У всех учиться, но никого не копировать. К встрече с Курбасом я учился у наших корифеев и, правду говоря, честно наследовал их. После школы Курбаса в процессе творчества я уже не вспоминал, как бы тот или иной эпизод сыграл Садовский или Саксаганский. Я сознательно избегал копирования. Курбас своевременно предостерег меня от эпигонства, от перепева чужих достижений, от слабости творческой мысли. Лесь Степанович научил меня создавать самостоятельно!

Еще одно, чему научил меня Курбас, — это чувство субъекта и объекта в творческом процессе. Вот Я-творец, а вот — МОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — сделанная роль или постановка. Началось все с требования научиться фиксировать жест, движение, пластичный рисунок роли. А когда я начал фиксировать, сам собой заострился процесс отбора, отбрасывания лишнего, оценки того, что делаешь. Александр Степанович учил никогда не фиксировать найденную деталь как элемент будущего образа. Только когда образ будет решен в целом, тогда можно решать: уместна найденная тобой деталь или нет. Курбас учил, не жалея, отбрасывать интересные находки, если они не соответствуют сути (зерну) образа. Учил не интуитивному методу творчества, а сознательной компоновке образа. Требовал ответа, ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО я делаю в той или иной роли. Таким образом каждый из учеников Курбаса видел, слышал, ощущал сделанный им образ отделенно от себя и мог в любую минуту независимо от самочувствия воспроизвести роль. Первые годы Курбас называл это «механизированной фактурой». Много лет спустя мы почувствовали это именно в брехтовской теории отчуждения.

Курбас научил нас тонко ощущать ритм и по своему усмотрению им пользоваться. Он придавал большое значение чувству ритма. Одна из его крылатых фраз: «Актер — человек, способный жить и действовать в заданном ритме». Все живое существует в определенном ритме! Но далеко не все, даже среди актеров, ощущают ритм, в котором существуют на сцене и даже в жизни. Ритм в искусстве — чрезвычайная сила. Это всеобъединяющее начало всего спектакля. Правильно найденный ритм — уже наполовину сделанная роль. К тому же, ритм — чрезвычайная сила воздействия на чувство и сознание зрителей.

Александр Степанович категорически заявлял: «Кто не способен мыслить образно, не может стать актером».

Курбас научил меня мыслить образно. В его «системе» есть специальный раздел о превращении. Это метод образного воссоздания действительности, в котором доминирующее значение предоставляется ассоциациям. «Метод превращения» дал блестящие последствия в постановочной и актерской практике. Чтобы овладеть этим методом, нужно не только образно мыслить, а и быть образованным человеком с хорошо развитой фантазией. «Превращение» — это, так сказать, вершина театрального мастерства.

Но наш учитель и на этом не остановился! Следующим этапом развития его системы была работа над ПРОСТРАНСТВЕННЫМ И ВРЕМЕННЫМ ПЛАНАМИ спектакля. К сожалению, эти проблемы он только очертил и по известным причинам до конца не разработал.

Курбас научил меня быть честным, принципиальным художником и никогда не идти в своем творчестве на компромиссы, чего бы это ему ни стоило! Весь его творческий путь — яркий пример принципиальности художника. Нужно выработать большую силу воли, чтобы довести свой творческий замысел до завершения. В собственной творческой практике я пытался быть принципиальным и честным, но не всегда у меня хватало силы воли, чтобы отстоять свои убеждения..."

Подготовил Виктор СОБИЯНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ