Известный киевский дирижер, композитор и музыкант Владимир Рунчак вместе с Национальным одесским филармоническим оркестром (художественный руководитель — Х. Эрл) исполнили «Пассакалия» Веберна и премьеры — «Пустыню» Вареза и «Реквием» Рунчака, посвятив концерт памяти жертвам Голодомора.
«Deserts» («Пустыня») Вареза — этапное произведение, знаменующее выход композитора из двадцатилетнего кризиса. Это сочинение для ансамбля духовых, ударных и рояля. Оно звучит на протяжении двадцати минут в исполнении двадцати киевских музыкантов. Слушатели стали свидетелями образного воссоздания пустоты, как бы извлекаемой из вакуума. Отсутствуют мелодия и ритм в привычном понимании: слушатель погружается в мерно сменяемые, наплывающие друг на друга звуковые стихии. Струнные (как инструменты, максимально приближенные к голосу человека) полностью исключены. Была исполнена неэлектронная версия произведения. «Пустыня» Вареза — это попытка заглянуть в небытие, проекция на мир без человечества. Не случайно произведение возникло в разгар холодной войны.
«Пассакалия» для оркестра Антона Веберна (op. 1) запоминается своей эмоциональностью. Этому раннему сочинению представителя «новой венской школы» еще присущи поздние романтические черты. В нем состояние томления, неопределенности постепенно переходит во все нарастающий драматизм, разрешившийся в финале. Угадывается родство со скрябинской музыкой.
В завершении программы в авторском исполнении звучал «Requiem на латинские канонические тексты для сопрано, тенора и симфонического оркестра» (2004 г.). Первую камерную версию «Реквиема» В. Рунчак создал в возрасте тридцати лет. Произведение возникло благодаря его сотрудничеству с Национальным ансамблем солистов «Киевская камерата» (художественный руководитель — В. Матюхин). Несмотря на традиционно латинский текст и авангардную по форме музыку, в этом произведении чувствуется связь с мелосом. Кстати, Рунчак — воспитанник Волынского училища культуры и искусств им. И. Стравинского, Полесского края, воодушевлявшего автора «Весны священной».
«Реквием» состоит из семи почти нераздельных частей, которые иногда структурно трудно определить. Добавьте к этому еще отсутствие интонационной ясности, и мы поймем, насколько произведение сложно в вокальной части в смысле вступления солистов в игру оркестра. Голос Людмилы Войнаровской звучал то плотно и твердо, то очень прозрачно, ведь эта партия ближе к колоратуре. Анатолий Погребной запомнился слушателям в лирико-драматических фрагментах.
Музыка «Реквиема» своеобразна. Это некие звуковые вибрации, колебания, «вспышки» и всплески, грохот и затухания — «отталкивание от безмолвия», полного «нуля», в чем определенное родство с произведением Вареза. Многие части сочинения построены на piano, и временами сквозь музыкальную ткань доносился легкий шум тепловентиляции. В вокально-оркестровом плане наиболее сильное впечатление производит четвертая часть («Domine Jesu Christe»), в оркестровом — третья («Lacrimosa dies illa») и пятая («Benedictus»). К подобной музыке трудно применимо линейное определение времени, она дает прежде всего ощущение перманентного звукового пространства. На бис одесситы услышали чудесный инструментальный фрагмент «Реквиема» с ведущей партией скрипок («Domine Jesu Christe»), вырванный из контекста, он воспринимался законченным произведением.