Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виктория ЛУКЬЯНЕЦ: «Надо уметь петь все!»

Одна из самых титулованных украинских оперных певиц мира выступила в Большом зале НМАУ
27 марта, 2013 - 16:29
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Концерт прошел под названием «Выдающиеся выпускники для Alma mater». В нем приняли участие: ансамбль «Киевские солисты», Виктория Лукьянец (сопрано) и Андрей Илькив (труба). И все же украшением вечера стало потрясающее бельканто Лукьянец! Стройная, тоненькая, с солнечной улыбкой и где только этот божественный голос берется, который музыкальная критика сравнивает с голосами примадонн прошлого столетия Амелиты Галли-Курчи и Аделины Патти. Напомним, выдающийся режиссер Франко Дзефирелли назвал Викторию Лукьянец среди «трех знаменитых Травиат» вместе с Марией Каллас и Терезой Стратас. Ныне в репертуаре Лукьянец больше 50-ти ведущих партий на семи языках, а гастрольный график составлен на годы вперед! Уже много лет она живет в Вене, выступая на самых престижных сценах мира, но как только есть возможность, то приезжает на Родину, где у нее огромная армия почитателей. После выступления в Киеве Виктория Ивановна ответила на несколько вопросов «Дня».

— Концерт прошел замечательно, — считает певица. Прозвучала редкая программа — духовные произведения XVIII века, оперные арии и современные вокальные произведения.

Для красивого пения необходим не только высокий уровень профессионального мастерства, но и собранность. Поэтому многое удалось, особенно романсы Сергея Рахманинова, песня Сольвейг из «Пер Гюнта» Эдварда Грига, а также «Молитва» современного украинского композитора Ирины Гаврилиной...

Знаете, еще утром, в день концерта, я сомневалась, лететь ли мне в Киев? Недавно переболела бронхитом, но совесть подсказала, что все же необходимо выступить. Хотя не знала точно, смогу ли петь. Дни расписаны. Это не только концерты и оперные спектакли, но и преподавательская работа в Венской консерватории, где учу вокалу. Я благодарна всем киевлянам-почитателям, которые пришли меня поддержать на концерте.

— Вы помните, когда осознали, что хотите быть не просто профессиональной певицей, а именно оперной?

— Всегда чувствовала в себе призвание быть певицей. Я захотела стать именно оперной певицей в 12 лет, побывав на оперном спектакле «Царская невеста» Римского-Корсакова, где главную партию исполняла тогдашняя прима Киевской сцены Евгения Мирошниченко.

— Кто вам помогал в карьере оперной певицы?

— Мне встречались замечательные люди — преподаватели: Иван Паливода (в Киевском училище им. Глиера) и Елизавета Чавдар (в Киевской консерватории). После выступления на Международного конкурсе им. Глинки знаменитая оперная певица Большого театра Ирина Архипова предложила: «Сначала пой со мной, а потом сама будешь собирать полные залы»! И я принимала участие в ее концертах. Культура piano была у меня еще с учебы в консерватории, и покойная певица Наталья Троицкая, которая начала меня в Москве опекать и представила на Западе, говорила: «Виктория, ты своим piano заработаешь больше денег, чем forte»!

— Почему вы решили оставить Украину?

— В 1993 году, после побед в международных конкурсах я получила официальный контракт в венскую Штатс-оперу. В следующем году начала в ней работать. Я не оставляла Украину. Часто возвращаюсь домой: в Киеве живет мама, посещаю могилу отца, езжу в село. Часто выступаю в Украине. Поэтому не чувствую ностальгию.

— Как часто вас можно услышать на украинских сценах?

— По-разному. Это зависит от количества приглашений. Бывают два раза в месяц, а бывают значительно реже. Я чаще выступаю в Львове, чем в Киеве. В 2010 году в Львове я несколько раз выступала вместе с известной львовской пианисткой Марианной Гумецкой. Потом вдвоем мы отправились в США, выступили в Вашингтоне, Нью-Йорке. Кстати, 9 февраля я принимала участие в фестивале «Украинские оперные звезды в мире» и на сцене Национальной оперы выступила в партии Виолетты в «Травиате», а моими партнерами были тенор Александр Дяченко (Альфред) и Гарри Сетьян (Жорж Жермон). Ныне опять в Киеве в программе «Выдающиеся выпускники для Alma mater»...

— Известно, для того, чтобы хорошо петь одного профессионального мастерства недостаточно. Что вас вдохновляет?

— Меня вдохновляют: цветы, дождь, солнце... Очень люблю природу. У меня целый дом цветов. Вдохновляет общение с гармоничными людьми, теплая погода, даже самостоятельное вождение автомобиля. А еще помогает то, когда дома все хорошо. Тогда и на душе хорошо.

— Что необходимо начинающему певцу делать, чтобы стать любимцем публики?

— Не думать о мировом признании, но быть собой. Нужно соединять мастерство и душу, а еще верить в себя.

— Как сочетаете активную концертную деятельность и преподавательскую работу?

— Ныне выступаю не так часто, как раньше. Идет новая генерация певцов. Чаще всего выступаю в серии концертов. Это позволяет в полной мере заниматься и педагогической деятельностью, у меня 25 учеников разных национальностей. Главное — найти баланс между обоими видами деятельности. Хорошо, что муж помогает. Он тоже певец и преподаватель. С Юрием мы уже 30 лет вместе, иногда понимаем друг друга даже без слов!

— Как относитесь к современной трактовке оперных произведений? Вспомните последнюю современную постановку, в которой принимали участие, и как восприняла этот эксперимент публика?

— Хорошо отношусь к современным постановкам, если спектакль не с историческим сюжетом. Для меня увлечение современной музыкой началось в 2008 году, когда я в Токио исполнила в опере Циммермана «Солдаты» партию Марии. Там столько джазового, рокового и классического (выступали три оркестра)! Я тогда почувствовала вкус к такой музыке. Хотя сначала было впечатление сумбура, но когда открываешь все тонкости, разбираешь, почему здесь такой интервал, такая пауза, то получаешь такое удовольствие! Постановка вышла интересной, и публика благосклонно приняла оперу.

Я считаю, что зацикливаться нельзя, потому что современность освежит и классику.

— Назовите свои самые любимые оперные арии и произведения?

— По темпераменту, по вокальным данным я — мелодраматическая певица. Мне нравятся героини, которые страдают, любят... Это — Травиата, Лючия ди Ламмермур, Мария Стюарт. В моем репертуаре более 50 разных оперных партий. Я считаю, что надо уметь петь все! Только тогда будешь востребованной.

— Расскажите о событиях творческой жизни, которые произойдут в ближайшее время?

— Летом отправляюсь в гастрольный тур по десяти городам Японии. Кстати, в следующем году буду отмечать 25-летие творческой деятельности и хочу выступить с сольными концертами в Вене и Киеве.

Ольга ПРИНДЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ