Именно так называется уникальная выставка витражей гениального польского художника и графика Адама Сталони-Добжанского, представленная в Доминиканском монастыре. Экспозицию организовали поэт, архитектор, сценограф и внук А. Сталони-Добжанского Ян Павлицкий при поддержке министра культуры и национального наследия Республики Польша. Ее уже посмотрели в Софии Киевской («День» № 193 от 26 октября 2011 года), Свято- Михайловской церкви в Одессе, а также во Львовской галерее искусств.
«Сотворение света» — выставка художника, который в ХХ в., идя против своего времени, возродил искусство иконы. Монументальные произведения Адама Сталони-Добжанского — фрески, мозаики и свыше 200 витражей — находятся в более чем 50 храмах Польши и двух украинских — Добромыльском костеле и греко-католической церкви в Тернополе.
Напомним, Адам Сталони-Добжанский родился в Украине. Его мать была украинкой-старообрядницей, а отец — поляком и римо-католиком. До 19 лет художник жил в Украине, после революции семья переехала в Польшу, где Адам вначале работал в католической студии, потом закончил Академию искусств в Кракове и долгие годы работал профессором.
— С одной стороны, этот художник перенял все каноны византийской иконы, а с другой — сочетал их с традицией западного искусства — витражами романских и готических кафедр Запада — Франции и Германии, — рассказывает организатор выставки. — Удивительно, но всю традицию сакрального искусства он сумел передать языком современности. Работы мастера (натуральный их размер в костелах и кафедрах — 8 — 15 метров) стоят в одном ряду с шедеврами кубизма, супрематизма, экспрессионизма и даже абстракции. И не удивительно, ведь Адам Сталони-Добжанский был учеником самих Пабло Пикассо, Казимира Малевича и Василия Кандинского. Однако даже те размеры фотокопий витражей, которые привезены в Каменец (2,5 м), поражают монументальностью, красотой, светом и экспрессией. Кроме того, на выставке представлена и часть мастерской художника, где можно увидеть настоящие витражи в эскизах.
«Он придумал, как поймать свет и переплавить его в стекло, — говорит Ян ПАВЛИЦКИЙ. — Это не традиционное полотно. Оно совмещает ремесленничество и искусство. Адам Сталони-Добжанский похож на тех художников, которые являются зачинателями средневековой культуры. Его искусство по мистике, силе и энергетике напоминает работы византийского художника XIV — XV вв. Феофана Грека, он — художник будущего, пророк времен».