Концерт был посвящен четырем композиторам-юбилярам — Игорю Стравинскому, Валентину Сильвестрову, Виктории Полевой и Евгению Станковичу. Именно в такой последовательности эти имена появлялись в программе фортепианного вечера, прошедшего под названием «Витрувианский человек. 325:4= (75/130/50/70)». Эти цифры означают годовщины со дня рождения каждого из композиторов. А почему «Витрувианский человек»? Напомним, что так называется известный рисунок, сделанный Леонардо да Винчи примерно в 1490—1492 годах как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия, изображающий мужскую фигуру с двумя парами конечностей. Кстати, так называется и новое сочинение украинского композитора Виктории Полевой, созданное в 2011 году и посвященное памяти князя Андрея Волконского — композитора, клавесиниста и дирижера. Исполнение «Витрувианского человека» Евгением Громовым стало мировой премьерой этой пьесы.
Идея каждого сольного концерта пианиста простирается далеко за пределы сыгранных сочинений. Всегда присутствуют некие подтексты, «отсылки» и широкий пласт информации, который находит отражение в печатных программках и в устных «интерлюдиях», — комментариях, которыми Евгений Громов снабжает свои выступления. Как правило, для сольных концертов он составляет гигантские по размеру программы, к тому же — суперсложные для исполнения. Отдавая явное предпочтение так называемым современным композиторам (то есть сочинениям, написанным примерно в течение ста последних лет). Кроме того, Громов стал незаменимым пропагандистом современной украинской музыки (в частности, сыграл все сочинения Валентина Сильвестрова, в которых участвует рояль).
В этот раз программу открыли редко исполняемые «Четыре этюда» Стравинского. Это раннее сочинение классика отличается обаятельным романтическим флером, заставляющим вспомнить о Шопене, Шумане, Мусоргском. Такая интонация сравнительно мало представлена в репертуаре пианиста. Тем интереснее было наблюдать, как под пальцами пианиста рождались «сладкие» созвучия, сохранившие аромат XIX века.
А разительным контрастом программы стала «Триада» Сильвестрова (13 пьес в трех разделах, сочиненных в 1962 году и записанных Е. Громовым на компакт-диск). Также, помимо оригинальных произведений, написанных авторами для фортепиано, в концерте был представлен ряд транскрипций сочинений Стравинского, изначально адресованных струнному квартету («Концертино»), одиннадцати инструментам («Рэг-тайм») и духовым («Симфония духовых»).
Особой страницей концерта стало исполнение музыки Виктории Полевой (автор присутствовала в зале). Кроме упомянутой премьеры «Витрувианского человека», прозвучала новая редакция цикла «Числа», созданного в 1996 году и посвященного В. Полевой Евгению Громову. Наследие Евгения Станковича было представлено Сонатой (1972), прозвучавшей во втором отделении. Не было недостатка и в «бисах» — прозвучали две авторских транскрипции Стравинского («Рэг-тайм» из «Истории солдата» и увертюра к опере «Мавра»).
Ныне география концертных выступлений пианиста Громова пролегает через Швейцарию, Францию, Нидерланды, Германию, Италию, Польшу. Он хочет продолжить свой проект под условным названием «Пересечения». В соответствии со своим замыслом, пианист исполняет программы, каждая из которых состоит из произведений двух композиторов, относящихся к разным эпохам и, на первый взгляд, совершенно несовместимых. Но, с точки зрения Е. Громова, они как бы «входят» друг в друга. Первая программа — «Гайдн и Кнайфель» — впервые прозвучала в Швейцарии. Позже, в Киеве, в рамках одного из «Гоголь-фестов» была сыграна неожиданная программа «Вагнер и Веберн». Потом были «Бортнянский и Ревуцкий». Надо полагать, скоро будет выбрана еще одна «пара»...
О пластике Евгения Громова за роялем — разговор особый. Он выглядит чрезвычайно зрелищно и заставляет вспомнить выражение Святослава Рихтера: «В пианизме есть что-то от театра»! Однако все ухищрения исполнителя — только ради звука. Его формула — «ремесло, помноженное на вдохновенье». Ничему искусственному, надуманному, места не остается. Такую подлинную и устойчивую «волну» общения с аудиторией найти непросто. Но Громову это удалось сполна.
Творческая производительность Евгения Громова — две-три новых концертных программы в год. Музыкальный авангард для пианиста является «зоной» повышенного внимания. Но, помимо этого, пианист выбирает для исполнения произведения композиторов прошлого, которые не вписываются ни в какие рамки, оставаясь в стороне и от ортодоксальных течений, и от новаторства. Именно это позволяет попадать «в точку правды», где с особой отчетливостью воплощаются движения человеческой души. Евгений Громов осуществил более ста мировых и украинских премьер сочинений отечественных и зарубежных композиторов. Он является лауреатом Премии им. Л. Ревуцкого и премии StART.
Идеи его концертных программ иногда рождаются самым неожиданным образом. Однажды Громов гулял по улицам городка Онфлер (Нормандия). В этом уголке севера Франции вдруг набрел на Музыкальную школу им. Эрика Сати. Продолжая прогулку, неожиданно обнаружил памятник этому композитору. Оказалось, что Сати родился в Онфлере. Это выглядело как знак судьбы. Евгений Громов знал творчество Сати, но никогда прежде не проявлял к нему особого интереса. И вот цепь случайных впечатлений привела к появлению нового замысла — музыкант первым в Украине представил на суд слушателей монографическую программу из фортепианных сочинений Эрика Сати.
Сейчас Громов «заболел» идеей разыскать ноты Сонатины Артура Лурье. Произведения этого автора, чья биография связана с именем Анны Ахматовой, он уже не раз играл в концертах. Или возьмем хотя бы пристрастие Евгения к транскрипциям. Обычно пианисты избегают исполнять переложения оркестровых произведений, пусть даже самых замечательных. Потому что рояль не всегда может конкурировать с большим составом симфонического оркестра. Задача рискованная и часто — неблагодарная. Но, будьте уверены, — Громов уж точно что-нибудь придумает. Будет играть «от плеча», «от спины», но добьется нужного звучания — и в самых громких местах партитуры, и в самых тихих. Творческий «вулкан» даст музыканту необходимую энергию...