Режиссер Пази возглавил знаменитый питерский коллектив в 1996 году.
— Меня пригласили артисты Ленсовета, когда Игорь Петрович сильно заболел. Поначалу Владимиров к моей персоне отнесся довольно настороженно. Но со временем мы с ним поладили, — вспоминает Владислав Пази. — Игорь Петрович уходил из жизни драматически: болезнь по капле высасывала его силы. Ему было невероятно трудно и мучительно. Мы отпраздновали 80-летие Игоря Петровича. Провели замечательный вечер. Пришли коллеги Владимирова из разных периодов его актерской и режиссерской биографии, его ученики и те, с кем он уже не успел поработать — ведущие актеры Ленсовета, на которых теперь держится репертуар. Увы, спустя некоторое время он от нас ушел в мир иной...
Сегодня в нашем театре нет публицистики — одного из «коньков» Владимирова. Время изменилось. На сцене она теперь мало кого интересует. У нас идет классика ХХ столетия. Нынче в нашем репертуаре остались три постановки Игоря Петровича. В мае отметим 20-летие его спектакля «Игроки». Неизменным зрительским успехом пользуются его водевили «Крошка» и «Любовь до гроба». Очень важно, что в зале всегда много молодежи. Театр достаточно популярен в Санкт-Петербурге. Радует, что поклонники актеров нынешнего Ленсовета есть по всей России. Об этом я сужу по интернет-сайту, куда посылают свои сообщения многие зрители.
И хотя в нашей труппе давно не работают Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих, но они не пропускают ни одной премьеры. Жена Боярского — Лариса Луппиан — ведущая актриса нашего театра, она создает интересные роли, и Миша активно интересуется тем, чем занимается его супруга. Алиса Бруновна тоже внимательно относится к тому, что происходит в Ленсовете. Она достаточно строгий критик, но ее замечания всегда носят доброжелательный характер. Я очень хотел, чтобы Алиса Бруновна вернулась к нам. Настойчиво ее зазывал, но не получилось, а жаль...
Сегодня труппа Ленсовета — 50 человек, плюс 24 студента-выпускника нашей студии при театре. Мы работаем на двух сценах — большой и малой. В год выпускаем шесть премьер.
О МОДЕ
Ныне в России пошла мода на мюзиклы. Пальму первенства захватила Москва. А ведь именно Ленсовет можно назвать первопроходцем в создании российских мюзиклов. В 70 — 80 е тогдашний худрук театра Игорь Владимиров дал толчок развитию это жанра на сцене. Хитами тех лет были «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля, шекспировское «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская» А. Володина, «Люди и страсти», «Трубадур и его друзья» Ю. Энтина и В. Ливанова. Актерские звезды Алисы Фрейндлих и Михаила Боярского во всем блеске засияли в тех давних спектаклях. Чтобы увидеть постановки, театралы специально приезжали в Ленинград. А что же сегодня?
— У нас музыкальная труппа. Школа Владимирова насчитывает пять поколений актерских курсов. Она подразумевает, что драматические артисты должны быть пластичными, обладать вокальными данными, иметь широкую амплитуду: от эксцентрики до лирики. Курс, которым я сейчас руковожу, воспитывается в этом же ключе. В Ленсовете довольно долгий период не было новых музыкальных спектаклей. В настоящее время готовим премьеру мюзикла «Кабаре». В кино эту историю гениально поставил Боб Фосс. У меня главные роли сыграют студенты. Малая сцена превратится в некое кафе-кабаре. Спектакль даст возможность показать не только драматический талант, но и вокальные и танцевальные возможности молодых актеров. Пластикой и танцевальными номерами с ними занимался Николай Реутов.
Мюзикл — достаточно общее название. Каждый музыкальный спектакль имеет свои краски. Есть разные подходы к их постановке. Есть бродвейский вариант — масштабные шоу. В Москве сейчас он необычайно моден, иногда получаются неплохие работы. Я видел «Норд-Ост» — хороший спектакль. Русская версия мюзикла, как жанра, но сделанная все же по американским правилам. Это нечто новое для наших театральных подмостков. Ведь мюзикл требует совершенно особой актерской техники, которой драматические актеры у нас, как правило, не владеют. Что же касается мюзикла, поставленного в драматическом театре, — здесь другое дело. Спектакль в репертуарном коллективе строится на других основах. Он не требует огромных финансовых затрат. Не играется каждый день. Не подразумевает огромной коммерческой отдачи. А чтобы соперничать мюзиклу из драматического театра с новомодными блокбастерами, он должен обладать определенными художественными достоинствами, которые перебьют технические спецэффекты таких популярных сегодня постановок, как «Метро», «Чикаго» и др. Для русского театра ближе водевили. Я не согласен, что сегодня водевиль — архаика.
К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга мы собираемся поставить оперу. В ее основу положен роман Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные». Пока рабочее название спектакля «Владимирская площадь». Здание нашего театра, построенное в начале XIX века, расположено рядом Владимирской площадью. Вначале это был красивый особняк, потом в нем разместился купеческий клуб, а вскоре там заработал Игорный дом. Видимо, поэтому в наших стенах до сих пор витает дух азарта и игры. Музыку написал популярный композитор Александр Журбин, а текст создал талантливый драматург и поэт Вячеслав Вербин. Для нас является эстетическим образцом мюзикл, поставленный Георгием Товстоноговым в БДТ «Смерть Тарелкина» (текст Вербина по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина).
ОБ АКТЕРАХ
— Я никогда не прощу актеру презрение к своей профессии. Если это качество появляется в человеке, то пусть он будет суперталантливым, но в нашем театре он не задержится. Что же касается всяких общечеловеческих и специфических слабостей, то не стоит на них обращать внимания. Есть главное — а есть несущественное.
Для театра бывают мучительные периоды, если актер становится рабом сериала. Даже сам оттуда не может вырваться. Но, тем не менее, я считаю, что сниматься в кино и на телевидении нужно. Это дает возможность себя реализовать. В творчестве появляется особый опыт, и, со временем, актеры его приносят в театр. А самое главное — появляется популярность не только конкретного актера, но и нашего театра. Мы стараемся договориться и не срывать ни съемочный процесс, ни репертуарную жизнь нашего коллектива.
О КИЕВСКОМ ПЕРИОДЕ
— В 1992 году поставить спектакль «Приглашение в замок» Жана Ануя меня сосватал тогдашний худрук театра Русской драмы им. Леси Украинки Владимир Петров. Вспоминаю то время с удовольствием. Репетиционный период проходил приятно и радостно. В спектакле играли замечательные артисты: Юрий Мажуга, Надежда Кондратовская, Давид Бабаев, Наталья Ковязина, Вера Предаевич, главные роли исполняли Ольга Сумская и Дмитрий Лаленков, хорошую работу сделала Татьяна Назарова... С моей точки зрения все, занятые в постановке, играли блестяще. Через некоторое время в спектакль ввелись Анатолий Пазенко и Наталья Кудря. И они прекрасно вписались в ансамбль. Спектакль тогда живет долго, когда артисты его любят. А у «Приглашения в замок» была долгая биография. Постановка нравилась публике. Чувствовалась легкость и веселость актерской команды, а их азарт передавался зрителям. Киевский период считаю одним из самых радостных в своей творческой биографии.
Нынешние гастроли в вашу столицу состоялись по инициативе Николая Рушковского, председателя Киевского отделения СТД Украины. Николай Николаевич свел нас с продюсерской компанией «Этауль», благодаря которой мы приехали в вашу столицу. Хотелось бы, чтобы мы чаще встречались. Надеюсь, такой длительной 12- летней паузы уже не будет. Если спонсоры откликнутся, то в дальнейшем можно обмениваться премьерами. Работы украинских коллективов увидят в Санкт-Петербурге, а наши — в Киеве.
О КОЛЛЕГАХ
— Несколько лет назад в Театре на Крюковском канале был создан маленький коллектив на основе курса Вениамина Фильштинского. Я посмотрел спектакль «В ожидании Годо» Юрия Бутусова, в котором блестяще играли Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Зибров и Михаил Трухин (ныне актеры стали звездами сериалов. — Т. П. ). Мне их работа понравилась и «великолепную пятерку» пригласил в ленсоветовскую труппу, а спектакль адаптировали к нашей сцене, и он теперь у нас в репертуаре. Юрий Бутусов поставил у нас «Клопа», «Калигулу» и «Войцека». Спектакли имеют зрительский успех. В нашем репертуаре спектакли Ольги Леваковой, Геннадия Тростянецкого, Владимира Ветрогонова, Татьяны Козаковой, Андрея Андреева. В настоящий момент я пригласил украинского режиссера Владимира Петрова поработать с моими подопечными. Знаменитый балканский писатель Милорад Павич дал Ленсовету право первой постановки своей новой пьесы. У нее еще нет твердого названия. Это притча на библейский сюжет. Философский взгляд и, вместе с тем, в ней тонкий юмор. Героиней пьесы является Лилит — первая женщина, еще до Евы. Эту пьесу и поставит Петров.
В Балтийском доме ваш Андрей Жолдак интересно поставил «Тараса Бульбу». А вот его «Три сестры» (театр им. И. Франко) вызвали много споров. Я стараюсь не пропускать выступления вашего замечательно актера Богдана Ступки. Хотелось бы, чтобы украинский театр чаще гастролировал. Потенциал у вас огромный, масса талантливых мастеров.
О СЛУХАХ
— То, что нынешний глава российского государства из Санкт-Петербурга, породило волну слухов, что президент В. Путин оказывает большую помощь родному городу. Наверное, я разочарую, но все это легенды. Никто никакой особой поддержки никаким питерским театрам не оказывает. Я буду рад, если к юбилею нам дадут какие-то средства. Нашим театрам, и в частности Ленсовету, помогают власти Санкт-Петербурга. Эти средства дают возможность нормально существовать, но они недостаточны, чтобы платить хорошую зарплату актерам, чтобы им не приходилось искать кусок хлеба на стороне. Ленсовет всегда славился своим коллективом. Труппа у нас хорошая, разнообразная. Многие артисты достаточно известны по своим теле- и киноролям. Важно, что несмотря на большую популярность, они понимают: актерская судьба все же складывается в театре. На сцене идет ежедневный профессиональный тренинг. Поэтому, несмотря на разнообразные соблазны, которые предоставляют кинематограф и телевидение, театр все же является главным в их жизни.