Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Влюбленная в свои роли

Наталья СУМСКАЯ: «Я не сразу поняла, что это мой путь»
25 июля, 2019 - 20:21

Сегодня кажется странным, что легендарная актриса Наталья Сумская могла бы не начать актерскую карьеру, а стать, например, переводчиком, учительницей или спортсменкой. Даже во время учебы в Театральном институте она сначала не была уверена, что сцена — это действительно ее путь. О своих увлечениях в юношестве и опыте, который переняла от корифеев Национального театра им. И. Франко Наталья Вячеславовна рассказала слушателям Летней школы журналистики «День»-2019. Также известная актриса поделилась, как играть в спектакле, когда все актеры — твои родные, а еще — о знаковых спектаклях и съемках в фильмах. Кстати, уже осенью в прокат выйдет историческая драма «Черный ворон» — лента режиссера Тараса Ткаченко, в основу которой положен одноименный бестселлер Василия Шкляра, где Сумская играет мистическую роль провидицы, знахарки и целительницы Явдохи.

«НАШЛИ СВОЙ ВЕКТОР — И ПАЗЛ СЛОЖИЛСЯ»

Алиса ПОЛИЩУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:

— Спектакль «Кайдашева сім’я» собирает аншлаги уже более десяти лет. По-видимому, знаете секрет, как играть в постановках, поставленных на основе классических произведений, чтобы они были актуальными, яркими и интересными для зрителей?

— Под занавес театрального сезона я сыграла свекровь Кайдашиху в 255-й раз. Каждый спектакль иной. Знаете, когда 12 лет тому назад мы только начинали работать над этим произведением И.Нечуя-Левицкого, то первая текстовая подача пьесы разочаровала. Потому что наполнена «пищевыми дополнениями». Иногда постановщики, чтобы осовременить материал, берут классику, «перекапущивают» и выдают за свое, и в  этом есть большая проблема. Ведь классик «не встанет» и не сможет защитить свое авторское право. Наша актерская команда первый вариант, который был предложен, не восприняла. Режиссер Петр Ильченко скомпоновал классику и новаторство, оригинальную сценографию предложил художник Андрей Александрович-Дочевский и получилась версия Театра им. И. Франко. Мы все взялись за написание своей пьесы, ведь это достаточно сложная повесть. Иван Нечуй-Левицкий писал этюдно, ассоциативно и настроенчески, потому мы брали отдельные эпизоды и из них рождалось сценическое действо. Впоследствии нашли свой вектор — и пазл сложился. Мы работали очень искренне, многое придумывали...

Кайдашиха говорит иначе, чем мы сейчас с вами. Я не играю возраст, ведь дело не в возрасте. Это персонаж, как опыт моих бабушек. Мои родители актеры, потому часто оставляли меня у дедушки с бабушкой в селе Катюжанка, что на Киевщине. За основу я взяла говор Богуславщины. Знаете, у меня была уникальная возможность познакомиться с семьей, предков которой Нечуй-Левицкий изобразил Балашей... Главное задание актера — эмоционально поразить, чтобы всем зрителям было одинаково интересно. Это актерское счастье, когда почитатели после спектакля подходят и говорят, что я напомнила кому-то маму или бабушку. В «Кайдашевій сім’ї» играют разные актеры, в настоящее время состав возобновился и вошли молодые коллеги-франковці Так, Наталья Ярошенко раньше играла невестку Кайдашихи Мотрю, а сейчас вжилась в роль... Палажки, и такая колоритная у нее выходит сельская баба.  Возможно, через драйв и колорит этот спектакль так популярен среди публики, а билеты раскупают за несколько месяцев.

«ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ФОРМЕ»

Ольга ВАЛЬКЕВИЧ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:

— Недавно в Ивано-Франковске закончились юбилейные гастроли, приуроченные к 100-летию со дня основания Театра им. И. Франко. Какие ваши впечатления от гастролей?

— В целом у меня было несколько спектаклей, которые играла подряд. Это колоссальная возможность для актера держать себя в форме. Раньше так и играли первые театры. В частности, и франковцы в 1920-х, ездили на телегах по разным городам, пока не поселились в «доме Соловцова» (нынешний Театр им. И. Франко). Некоторые пьесы из их репертуара мы играем, например, «Женитьбу Фигаро» (популярную пьесу Бомарше по-современному прочитал режиссер Ю. Одинокий). Мне приятно, что я фактически отчитывалась своими большими ролями в этих гастролях (кроме «Кайдашевой семьи», «Несравненной», Моя профессия —   синьор из высшего общества», «Кориолан»). Зрители очень тепло принимали, и я немало слышала комплиментов. Иногда останавливали на улице поклонники и просили автограф, сделать селфи, или просто поговорить о театре и жизни...  Я сейчас прошу своих поклонников не нести цветы (дарят огромные букеты, композиции а там столько целлофана, скотча, проволоки...), потому что настолько переживаю за экологию.

«ВЫ НЕ РОДСТВЕННИЦА ТЕХ СУМСКИХ?»

Маша НАУМЕНКО, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя:

— Вы из известной актерской семьи (родители Вячеслав Сумской и Анна Опанасенко). Поэтому вопрос, кем быть у вас, по-видимому, не стоял? А когда решили, что актерская карьера — ваша судьба?

— Сразу я не понимала, что именно это мой путь. Увлекалась иностранным языком (английским) еще с пятого класса. Меня чрезвычайно интересовало произношение иностранных слов. Однажды в запорожском кинотеатре попала на англоязычный фильм «Моя прекрасная леди» (экранизация пьесы Б. Шоу «Пигмалион»). В ленте Одре Хепберн играла девочку из периферии Элизу Дулиттл, потому вульгаризировала свое произношение, — в этом я увидела актерство. Даже не думала, что через многие годы, на франковской сцене буду играть этот образ в постановке Сергея Данченко...

В юности увлекалась спортом, в частности, спортивной гимнастикой. Больше всего любила прыжки в высоту и брала планку метр семьдесят!

Когда наступило время поступать в вуз, решила, что все-таки сдам документы в Театральный институт. Сначала было страшновато, ведь в приемной комиссии были настоящие знатоки своего дела. Меня спросили: «Вы не родственница актеров Сумских?». А я ответила: «Нет, просто однофамилица», потому что не хотела, чтобы популярность родителей как-то повлияла на решение комиссии. Потом, уже когда поступила в институт, то «секрет» раскрылся. Мои родители — самородки, и рожденные для сцены. Их язык, интонация и голос — все очень органично! Знаете, настоящим экзаменом для меня стал неожиданный приезд папы на спектакль где я играла. Он специально приехал после гастролей, чтобы посмотреть меня на сцене и когда высоко поднял большой палец, то это стало наилучшей оценкой...

Вокальный талант родителей догнал меня значительно позже. Почувствовала потребность петь на изломе 1990-х, когда поехала на фестиваль эстрадно-популярной песни «Мария». В репертуаре было всего несколько песен, и я не рассчитывала на победу. Пришлось просить, чтобы мне выслали бабину с пленкой, чтобы исполнить это одну песню. Тогда  получила 4 место, и это чрезвычайно окрылило. Я не занимаюсь постоянно музыкой. Этот «хлеб» действительно нелегкий, но петь люблю в спектаклях и на концертах...

«ТРУД ВЖИВУЮ — ЭТО ВЫСОКИЙ КЛАСС МАСТЕРСТВА»

Евгения ШЕВЦОВА, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова:

— Вы актриса разноплановых амплуа. Помните свой театральный и кинодебюты?

— «Наталка Полтавка» — действительно получился хороший кинодебют. Возможно, здесь есть определенная связь, потому что первой ролью моей мамы стала Наталья в «Наталке Полтавке», она назвала меня в честь этой героини, а через 22 года мне посчастливилось также играть этот образ! Я очень за это благодарна, потому что начинать с хорошей классической роли — это актерское счастье. Мой творческий путь начался на сцене Театра им. И.Франко в 1977 году, сразу по окончании Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (курс А. Решетникова). В театре я часто бросалась в разные эксперименты и внештатные учреждения. Так, во время работы с пьесой Александра Штейна «Жил-был я» мы хотели создать свой студийный театр. Потом был спектакль «Тыл» по пьесе популярного тогда драматурга Николая Зарудного. Именно тогда получила возможность поработать с корифеями и наблюдать, как старшие актеры играют на сцене. То были мастер-классы. Например, Полина Куманченко или Ольга Кусенко могли что-то подсказать и я безгранично благодарна за тот опыт, который получала от прекрасных актрис. Сейчас сама иногда подсказываю молодым коллегам. Важно уметь, чтобы даже на галерке тебя услышали. Хотя теперь в спектаклях достаточно часто используют микрофоны. Однако труд вживую — это высокий класс мастерства актеров...

Александр ШАРИПОВ, Запорожский национальный университет:

— Как оцениваете проведенную театральную реформу в виде контрактной системы. Является ли она успешной?

— Эта контрактная система пережила много испытаний. Собственно, благодаря Театру им. И. Франко в нее внесли изменения, и она поменялась к лучшему. Сначала в реформе было много лишнего и нецелесообразного. Одно дело, когда ты принимаешь закон, а совсем другое, когда он начинает действовать.

«СЕМЬЯ ИГРАЕТ СЕМЬЮ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ?»

Маша НАУМЕНКО, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя:

— Почти 20 лет тому назад была создана театральная компания «Бенюк-Хостикоев», которая стала первой украинской антрепризой в нашей стране. Это очень успешный художественный проект. Все спектакли («Моя профессия — синьор из высшего общества», «Белая ворона, «О мышах и людях», «Задунаец за порогом», «Люкс для иностранцев» и другие) проходят с аншлагами. В настоящее время не только ваш муж (Анатолий Георгиевич Хостикоев), но и дочка и сын стали партнерами на сцене. Интересно, как удается уживаться в одной семье творческим личностям?

— Семейные связи — на этом и был построен первый спектакль нашей театральной компании «Моя профессия — сеньор из высшего общества». Считаю, что эта пьеса Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи — самая совершенная комедия всех времен и народов. Такое впечатление, что во время написания творцы сами ее играли. Комедию нужно играть искренне, почти драматично, только тогда она будет смешной для публики. В свое время пьесу в Украину завез драматург Александр Корнийчук. В 1981 году постановку на франковской сцене осуществил В.Оглоблин и это был фурор (пройшла более 700 раз)! В 1999 г., когда друзья и коллеги Богдан Бенюк и Анатолий Хостикоев положили начало первой украинской антрепризе, возник вопрос — с чем дебютировать? А «пьеса Моя профессия —  сеньор из высшего общества» полностью отвечала идее Анатолия Георгиевича сыграть спектакль о нашей театральной семье. Ведь такой практики, когда все актеры на сцене —  родственники, почти не существует в мире. В программке даже расписали конкретно обо всех наших семейных связях: отец, мать, бывшие жены, нынешние мужья, дети. Это стало уникальным пиар-ходом. Где вы еще такое увидите? Семья играет семью, что может быть более интересно? Это был будто мостик к нашему единению со зрителем. В настоящее время в репертуаре франковцев идет обновленная версия постановки А. Хостикоева и к ней уже привлечены коллеги из театра. А что касается «уживаться», то у нас творческая семья, и мы понимаем друг друга с первого взгляда и слова.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭСТАФЕТА

Евгения ШЕВЦОВА, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова:

— С вашей точки зрения, должна ли творческая личность быть патриотом и демонстрировать свою гражданскую позицию (особенно теперь, когда в Украине длится война на Востоке)? Почему немало артистов и музыкантов продолжают выступать в России, забывая, что это страна — агрессор, которая аннексировала Крым и поддерживает сепаратистов на Донбассе...

— Когда у меня бывают встречи с воинами, которые лежат с ранениями в госпитале, то впечатление такое, будто стою перед Богом. Смотреть в их глаза очень тяжело. Если бы все творческие люди могли им посочувствовать и помочь, то им бы стало значительно легче. Я неоднократно была в госпиталях, но хотелось бы ездить к воинам чаще в зону ООС. Хочу привезти большой спектакль, а не только играть какие-то отрывки, но это на это нужны средства...

Василий СЕМЕНЧЕНКО, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя:

— Театр им. И. Франко подарил вам интересные роли, встречи с мастерами: режиссерами, актерами... Кто из кумиров-франковцев больше всего запомнился?

— Я не выделяю кого-то одного, ведь это была целая плеяда звезд. Каждый из них в своем величии является неповторимым. Я застала еще Николая Панасьева и Наталию Ужвий. Работала бок о бок с замечательными актерами Михаилом Заднипровским, Юлией Ткаченко, Ольгой Кусенко, Степаном Олексенко. Это поколение, которое передало мне театральную эстафету.

«КТО-ТО ДОЛЖЕН ЭТОТ «ПЛУГ» ТЯНУТЬ»

Алиса ПОЛИЩУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:

— Вы являетесь соавтором книги «Анатолий Хостикоев. Главная роль». Эти воспоминания-заметки дают возможность заглянуть за кулисы. Какие сложности возникали во время написания книжки? Будет ли продолжение мемуаров?

— Я осмелилась писать воспоминания потому, что приближался юбилей моего коллеги, побратима, соратника и любимого — Анатолия Хостикоева. Создала эту книгу, потому что ценю его как актера, как творца больших главных ролей. Поэтому так и называется книга. Потому что не каждому выпадает счастье сыграть на своем веку много знаковых ролей. Конечно, есть актеры эпизода и маленьких ролей, но кто-то должен «плуг» тянуть в театре. Должны быть мастера, на чьи фамилии ходят. Это должны быть неординарные личности. Анатолий таких и создает на сцене и в кино. Например, таким был его Воланд — магнетический и неповторимый в спектакле «Мастер и Маргарита» (легендарная постановка И. Молостовой). Я не знаю, удастся ли кому-то создать что-то подобное, как играл Хостикоев. В роли Воланда удивительным образом объединилась его молодость, красота и талант. И эта его магия роскошно легла на персонажа. Знаете, драматург Михаил Рощин сказал: «Если бы я знал, что в Киеве есть такой Воланд, я бы иначе написал эту пьесу»... Жалко, что не имеем записей тех спектаклей, но у нас есть фотографии и, в конечном итоге, воспоминания... В наработке Анатолия Георгиевича много интересных работ, а потому, думаю, что еще не на одну книжку хватит.

А свои мемуары планируете написать?

— Я рассуждаю над тем, действительно ли это необходимо? Возможно, и не нужно, а, может, и нужно. У нас, конечно, особенная семья, актерская. Моя мама может столько всех вспомнить. Возможно, стоит этим воспользоваться, и чтобы она наговорила мне на диктофон все. В то же время важно подобрать такую подачу, чтобы оставалось актуально через годы. Спасибо вам за идею! Подумаю...

«ЛЮБЛЮ ВСЕ РОЛИ И МЕЧТАЮ О БУДУЩЕЙ, КОТОРАЯ ТОЛЬКО РОЖДАЕТСЯ»

Елизавета ВОРОБЬЕВА, выпускница 9 класса Киевской специализированной школы № 118 «Всесвіт»:

— Вы сыграли десятки разноплановых ролей, как драматических, так и комедийных. А какая любимая? Почему?

— Не буду кривить душой: не могу отдать первенство какой-то из ролей. Они все для меня любимые. Я не могу изменить Флоренс Фостер Дженкинс из «Несравненной», сказав, что я люблю  Кайдашиху из «Кайдашевой семьи», или Гортензию из спектакля «Грек Зорба». Гортензия — удивительная иностранка, которая ищет счастье, она стремится быть полезной. Влюбившись в Зорбу, отдает ему свои чувства, в то же время понимая, что для него важнее свобода... Я люблю все роли и мечтаю о будущей, которая только рождается...

Ольга ВАЛЬКЕВИЧ, Летняя школа журналистики «Дня»-2019, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ